Андийцы. Андийцы — создатели легендарной бурки-бронежилета Где живут, численность


АНДИЙЦЫ, андал, андии, гъванал (самоназв.). Численность в Российской Федерации около 30 тыс. чел. (1992, оценка). Относятся к андийским народам, коренное нас. сев.-зап. Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется семь говоров, к-рые объединяются в два сильно разнящихся между собой диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на осн. рус. графики. Распространены аварский и (среди мужчин) чеченский яз. Верующие - мусульмане-сунниты.

Андия представляет собой котлован, образованный Андийским хребтом и его отрогами. В 1 в. н. э. А. упоминает Плиний Старший. Согласно топонимия, данным, А. занимали обширную терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где они были, видимо, ассимилированы авароязычным населением. Из части А., проживавших по ср. и верх, течению р. Андийское Койсу, выделились ост. андийские народы. Ист. предания и хроники передают сюжеты о вторжении в 14 в. в Андию отрядов Тимура и истреблении им владетельного дома хана Иолука в Гагатле. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство, синкретизировавшееся с традиц. верованиями. Андия (т. н. Андийская респ.) представляла собой федерацию семи самоуправляющихся сел. обществ: Анди, Гунха, Гагатль, Риква-ни, Ашали, Зило и Манко. Селения Муни и Кванхидатль входили в соседний союз сел. обществ Технуцал. В 14- 15 вв. существовало Андийское шамхальство, распространившее свою власть и влияние на соседние аварские и чеченские общества. Источники и документы рисуют Андию как сильное политич. образование. В 17 в. А. одержали победу над ополчением аварского нуцала Турулава.

Андийка в традиционной одежде.

В 1731 А. приняли русское подданство, но в 1758 отложились от России. В 1742 приняли активное участие в разгроме вторгшегося в Дагестан владыки Ирана Надиршаха. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Россией и Ираном, терр. Дагестана отошла к России. А. - активные участники Кавказской войны 1817-64, андийский наиб Лабезан разделил в Гунибской крепости судьбу Шамиля. В ходе адм. реформ 1860-х гг. было образовано Андийское наибство в составе Андийского округа. В 1921 А. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). По переписи 1926 А. насчитывалось 7,84 тыс. чел. А. живут в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилъюртовском р-нах, ок. половины А. расселены в равнинном Дагестане. На С.-З. А. граничат с чеченцами, на Ю.-В. - с др. андийскими народами и аварцами. В дореволюц. период при письме пользовались араб, (делопроизводство, богословие) и аварским (литература, печать, богословие) языками. Письменность до 1928 на осн. арабской графики (аджам), до 1938 - на осн. лат. графики. С 1992 на андийском яз. издается газ. «Азал».

Основа традиц. экономики верхнеандийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство. Нижнеандийцы практиковали специализированное садоводство, продукция к-рого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Андийцы изготовляли наплечные бурки (буртина) из черной и белой шерсти овец андийской породы. Бурки были не только принадлежностью муж. костюма, но и элементом боевого снаряжения. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей бурками (до 80 тыс. в год). С 30-х гг. 20 в. производство наплечных бурок пришло в упадок. Местный спрос удовлетворяет бурочная артель в с. Рахата. Как домашний промысел производство бурок сохранилось единственно в с. Гагатль. В с. Кванхидатль занимались добычей и производством пищевой соли из соляных источников вблизи села (промысел сохранился и поныне). В совр. экономике основную роль играют традиц. отрасли, часть А. работает на совр. производствах (рабочие совхозов, заводов, отходники и т. п.), занимается коммерч. деятельностью.

Сохраняется традиц. половозрастное разделение труда. Земледельческие работы, за исключением пахоты и обмолота, производят женщины, мужские работы - также доставка лесоматериалов, строительство, уход и содержание скота на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних сенокосах и перевоз сена и т. д.

Счет родства билатеральный, по поколениям ведется описательно. Традиц. клановые патриарх, кровнородств. объединения - тухумы включают группы родств. семей гьакъу и моногамные семьи - хъизан. Традиц. семья - малая. Старшие дети при женитьбе получали долю родительского имущества, младший сын наследовал отцовский дом. Высший слой традиц. социальной иерархии включал узденские роды. Низший слой составляли вольноотпущенники (лаги) - потомки захваченных или купленных на невольничьих рынках рабов. Адм. и судебную (осн. на адате и шариате) власть осуществляли правители гьилатабул, совет старейшин (джамаати), к-рые представляли нар. собрание каждого селения, и кадии (шариатский суд). Существовали третейские суды. Правителей избирали ежегодно и приводили к присяге. Полицейские функции выполняли назначенные советом старейшин лица доргьахъол, военными делами ведал назначенный предводитель - седухъан. Избиралось также управление сел. обществ.

Поселения расположены амфитеатром по зап. и сев. склонам Андийского котлована и в долине р. Андийское Койсу (с. Муни и с. Кванхидатль). Терр. селения традиционно включала след, части: гьон - поселение, мигъи - пашни и часть сенокосов, бил - часть сенокосов, альпийские пастбища, пустоши, леса и т. п. Ныне эта структура нарушена, поля частью превращены в приусадебные огороды. Традиц. поселения - скученные. Верхнеандийские традиц. поселения (ее. Анди, Гунха, Гагатль, Риквани, Ашали, Зило, Манко, Рушуха) относительно свободной планировки, улицы открыты, имеются дворы, хоз. помещения при усадьбе и т. п. Истор. и адм. центр андийского общества Анди, как и ряд др. селений имеет традиц. средневековую городскую топографию, с четким делением на кварталы (рехун), центр, площадью, пятничной мечетью. Каждый квартал имеет площадь (кав) для нар. собрания, заседания старейшин и т. д. Наиб, скученное селение - Муни; его улицы, вымощенные камнем и перекрытые сверху, проходят под домами и дворами, как туннели. Ряды двухэтажных домов со смежными стенами (нижние этажи - хлевы, верхние - жилые) придают ему вид фаланстера. Плоские крыши домов служат дворами-террасами для верхнего ряда домов. Верхнеандийские селения дважды разрушались и сжигались: после нашествия Тимура и в 1845 после даргинского похода М. С. Воронцова.

Совр. поселение и жилище испытывает влияние западнокавк. и восточ-ноевроп. свободной планировки, плоские крыши домов заменяются скатными из шифера или оцинкованного железа. Материал для строительства - рваный камень для стен и дерево для крыш. Совр. жилище сохраняет традицию одно-двухэтажности с встроенными с юж. стороны глубокими галереями, часто застекленными. Традиц. жилище имело центр, столб, большой камин (тавхан) с лепным декором; для хранения посуды служили встроенные в стены шкафы и ниши. Состоят. А. отводили особую комнату (комнаты) для гостей - цIешур гьакъу.

Одежда А. аварского типа. Своеобразен традиц. жен. костюм, включавший туникообразное длинное платье на кокетке (кванно), шаровары (ошхъоги), разл. виды обуви, в т. ч. кожаные сапоги. Головной убор (чухту) в виде полумесяца одевается «рогами» вниз (его носили до 1930-х гг.). Лобная часть украшалась ярким золотым шитьем или парчевой тканью. Поверх чухту верхне-андийки заворачивались, как в плед, в большой белый платок (кIази), нижне-андийки носили черный платок без чухту. Муж. костюм ныне в осн. городского типа.

В основе питания продукты земледелия и животноводства, дополняемые овощами и фруктами. Набор блюд - местный и общекавк. Популярны къинилол (хинкалы) разл. видов, подаваемые с вареным мясом и чесночной приправой, ингурдол, род тонких лепешек, начиненных творогом, с разл. приправами, блины (тIуртIулол), разл. вареники (боцIибул, сордул) и т. д.

Традиц. развлечение - конные скачки, наиб, значит, праздники - свадьбы, весенний праздник первой борозды (унсо булъолъир), праздник окончания поста (К1олелтар). Сохранилась вера в магию, в мир духов, к-рые вступают в контакт с нек-рыми людьми. Каждый человек имеет невидимого двойника, с человеком происходит лишь то, что еще раньше случилось с его двойником; незадолго до смерти двойник покидает человека. В доисламский период А. объединял культовый центр на вершине горы Бахарган, гл. божество - Ц1об. А. во время празднования дня рождения Пророка, при др. торжествах, а также погребениях отправляют особый ритуал зикр, основоположником к-рого был религ. деятель Чечни 2-й пол. 19 в. Кунта Хаджи. Имеется культ местного святого - шейха Умараджи (с. Анди). Фольклор двуязычен (андийск. и аварск.). Муз. фольклор близок аварскому, танц. - чеченскому. А. славятся как мастера меткого слова, чувством юмора.

  • Саратовская область : 4
  • Владимирская область : 2
  • Воронежская область : 2
  • Московская область : 2
  • Свердловская область : 2
  • Кемеровская область : 1
  • Новосибирская область : 1
  • Оренбургская область : 1
  • Челябинская область : 1
  • Язык Религия Входит в Родственные народы

    Анди́йцы (андии , самоназвание куаннал, къIваннал ) - субэтнос аварцев . Проживают на западе Дагестана . Исторические села андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу . Этноним образован от названия самого большого из сел, населенных представителями данной народности - села Анди (Ботлихский район Дагестана).

    Андийцы являются самым крупным из группы андийских народов , в которую кроме носителей собственно андийского языка входят ахвахцы , багулалы , ботлихцы , годоберинцы , каратинцы , тиндалы , чамалалы .

    Численность и расселение

    Учёный РАН С. А. Лугуев констатирует, что всё большее количество андийцев, так же как и других андо-цезов, «признает себя частью аварского народа» .

    История

    Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта (авар. МелъелтӀа ), Аргвани (Аргъвани ), Шабдух (Щаб-духъ), Ичичали (ИчичIали), Верхнее Инхо и Нижнее Инхо , Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (ЧIиркъатIа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением.

    Язык

    Напишите отзыв о статье "Андийцы"

    Примечания

    1. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    2. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    3. Северный Кавказ. Академия Наук СССР. Институт географии, 1957. С. 507.
    4. . «Демоскоп ». .
    5. . «Демоскоп ». .
    6. . eki.ee. .
    7. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    8. . «Демоскоп ». .
    9. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    10. Лугуев С. А. Андо-цезы // Аварцы: История, традиции и обычаи, культура и искусство народа. Махачкала, 2012. С. 46-47.
    11. , с. 149.
    12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    13. . - Peterburgskoe Vostokovedenie, 2004. - С. 182.

    Литература

    • Агларов М. А. // : монография / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. - М . : Наука, 2002. - С. 148–158. - 588 с. - (Народы и культуры). - 1000 экз. - ISBN 5-02-008808-0 . (отсканированная в высоком разрешении книга доступна также в виде объёмом 1,8 ГБ )
    • Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .

    Отрывок, характеризующий Андийцы

    – Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
    – Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
    – Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
    – Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
    – А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
    Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
    – Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
    Долохов засмеялся.
    – Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
    – Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
    Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
    На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
    – Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

    Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
    – Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
    – Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
    Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
    – Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
    – Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
    – Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
    – Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
    – Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
    И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
    Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
    Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
    – Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
    – Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
    – Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
    Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
    – C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
    – Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
    Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
    Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
    – Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
    Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
    «Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
    Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
    – La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
    «Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
    Лошадей подали.
    – Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
    Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
    Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
    – Слышишь? – сказал он.
    Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
    – Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
    – Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
    – Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

    Х
    Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
    – Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
    – Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
    Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.

    Андийцы - один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Андийцы отличались склонностью к торговле и предпринимательству, владели несколькими языками, были красноречивы и остры на язык. Главный предмет материальной культуры, прославивший народ на века, традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.

    Название

    Имя андийцами дали соседние народы, исходя из названия одного из местных сел - Анди. Чеченцы употребляют по отношению к народности слово анди, аварцы - андисел. Экзоэтнонимы произошли от названия одного из наиболее крупных андийских поселений - Анди.
    Самоназвание андийцев - гъваннал, уходящее корнями в глубокую древность. Часть исследователей придерживается версии, что оно отсылает к местности Ганна и одноименному хутору. Считается, что поселение, расположенное к северу от села Анди, является одним из самых старых в регионе. В переводе с иудейского «ганна"им» означает «ревностные к вере»: считается, что до прихода христианства и ислама в регионе господствовал иудаизм, чем объясняется появление названия.

    Где живут, численность

    В древние времена андийцы занимали обширные территории в Гумбете и бассейне реки Андийское Койсу. Страна, обнесенная цепью белоснежных скальных хребтов Бахаргана, считалась труднодоступной из-за природного расположения и выстроенных на границах оборонительных сооружений.
    Перепись семидесятых годов XIX столетия показывает, что андийцы жили в семи небольших поселениях. Они составляли порядка полутора тысяч дворов с общей численностью населения 5693 человека. Неучтенными оказались андийцы соседнего наибства в населенных пунктах Кванхидатль и Муни.
    Следующие переписи показали прирост населения:

    • 1926 г. - 7595 чел.
    • 1938 г. - 9750 чел.
    • 2002 г. - 21 808 чел.

    Перепись 2010 г. зафиксировала резкое снижение до 11789 андийцев. Это связано с причислением части представителей народности к числу аварского народа, в который также входят:

    • ахвахцы
    • каратинцы
    • багулалы
    • тиндалы
    • чамалалы
    • ботлихцы
    • годоберинцы

    По оценкам экспертов, численность андийцев составляет порядка 25 000 человек. Большинство проживает в северно-западных регионах Дагестана в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Новолакском, Тарумовском и Кизлярском районах.

    Язык

    Народ говорит на андийском языке, входящем в иберийско-кавказскую семью, аваро-андоцезскую группу. Язык существует лишь в устной форме, включает два диалекта, различающихся говором и лексическим составом. Для письма используется аварская или арабская графика, в начальных школах ведется преподавание аварского языка.

    История


    Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона древними предками андийцев. Вблизи села Гагатль (также Гагатли) обнаружены следы поселения, относящегося к III-II тысячелетию до нашей эры. Первые достоверные упоминания народа относятся к IX веку до нашей эры в памятнике «Торжественная надпись» царя Саргона II ассирийского. В нем сообщается, что царь «завоевал андийца», захватив 4 200 жителей.
    В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:

    1. Обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами.
    2. Занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племен, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.

    В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, впоследствии получившее известность как «федеративная республика Андия». Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин, народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или судебникам, в зависимости от джамаата законы могли различаться.
    В годы кавказской войны андийцы встали под флагами идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов. В 1921 году народность вошла в состав сформированной новым правительством Дагестанской АССР. В годы советской власти в регионе запретили производство бурок, поскольку считалось, что это отвлекает местных жителей от колхозных работ.

    Внешность


    Андийцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Отличительные особенности внешности:

    • переходные оттенки глаз;
    • черные, каштановые, темно-русые волосы;
    • широкое лицо;
    • выпуклая узкая челюсть;
    • высокий рост;
    • крепкое телосложение.

    Одежда

    Традиционный мужской костюм не отличался от аварского: нательные рубаха и штаны дополнялись бешметом, черкеской, буркой, папахой. Женская одежда более разнообразна: в повседневной жизни носили платье туникообразного кроя с широким подолом и прямыми рукавами, на поясе чуть заправленное в нательные штаны. Сверху закутывались отрезом белой материи с ног до головы.


    Отличительная особенность женского наряда - головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю - лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Головной убор имел важное значение в традициях. Если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.

    Андийская бурка

    Андийская бурка - символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов, символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в национальный андийский костюм.


    Бурка - наплечная одежда, свалянная их шерсти уникальных андийских коз черного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застежек, широким подолом, способными укрывать не только хозяина, но и лошадь. Особенность андийской бурки заключалась в особом способе валяния, состоявшем из 15 последовательных этапов. Непревзойденные свойства придавало использование для создания материала шерсти особой породы овец.
    Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, ее невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в черных одеждах упоминали еще античные источники, знали об исключительных свойствах наряда по всему миру. Ежегодный экспорт андийских бурок в начале XX столетия составлял более 30 000 штук на сумму порядка 50 000 рублей.


    Семейный уклад

    Андийцы селились общинами (джамаатами), в состав которых входило несколько крупных родов, ведущих счет по материнской линии. Внутри родов жили малыми семьями, двух- или трехпоколенными, однако понятия взаимопомощи, родовой чести, кровной мести, почтения старших были чрезвычайно важны.


    В подавляющей части семей практиковалась моногамия, редко встречались полигамные отношения. Брачный возраст наступал для юношей и девушек с 15 лет. Поощрялось заключение семьи внутри джамаата: поскольку число родов в пределах одного селения редко превышало 7-8, разрешались близкородственные браки вплоть до кузенов. Существовало 3 способа заключения брака:

    1. По сговору со сватовством.
    2. Умыканием.
    3. Уходом из дома.

    Последние два варианта не приветствовались, считались позорными, часто вызывали кровную месть. Особенно рискованным было подобное мероприятие для девушки: часто случалось, что родители жениха не принимали невесту с сомнительной историей. Жених, для которого родовая честь и почитание родителей стояли на первом месте, отказывался от девушки. Вернуться домой она тоже не могла под угрозой смерти, поэтому единственным выходом был побег в другие земли или самовольный уход из жизни.
    Традиционные свадьбы начинались со сватовства, калым не предусматривался, приданное оставалось в собственности невесты до конца жизни. В день свадьбы за девушкой приезжал свадебный поезд из друзей и родственников жениха: жители общины чинили ему препятствия, не давая уехать и выпрашивая откупы. После прибытия невесты в дом жениха, к ее родителям отправлялись сваты по женской линии: их задача состояла в доставке приданого.

    Жизнь

    Жизнь в Андийском котловане, окруженном горной цепью, определила традиционные занятия народа. Жители горных районов занимались отгонным скотоводством, пытались обрабатывать каменистую землю террас. Нижние андийцы отдавали предпочтение земледелию, садоводству, огородничеству. Разводили коней, использовавшихся в качестве транспорта. Важную роль в жизни андийцев играла торговля: основными источниками доходов была продажа бурок и соли.


    Религия

    Большая часть андийцев придерживается традиционной для региона религии, исповедуя ислам суннитского толка. В памяти народа сохранились традиционные верования, связанные с духами-хранителями гор, рек, лесов, покровителями промыслов, злыми духами-вредителями.
    Верховное божество именовали ЦIоб, главный культовый центр располагался на горе Бахарган. До сих пор практикуется обряд прошения дождя, проводимый во время сильной засухи. Для этого андийцы вместе с религиозным служителем поднимаются на вершину горы, где с молитвами и обрядовым танцем просят милости в виде дождя.

    Видео

    Они все еще верят, что им скажут хотя бы «спасибо» В течение недели военный обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов находился в Дагестане. Объездил места, где три года назад ополченцы и российские солдаты дали отпор бандам Басаева и...

    Они все еще верят, что им скажут хотя бы «спасибо»

    В течение недели военный обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов находился в Дагестане. Объездил места, где три года назад ополченцы и российские солдаты дали отпор бандам Басаева и Хаттаба.

    Дагестан. Август 1999 года
    Анализируя события трехлетней давности, связанные с нападением боевиков из Чечни на Дагестан, можно с полной уверенностью сделать несколько выводов. Первый - это нападение не было неожиданным для руководства и правоохранительных органов Республики Дагестан. Второй - оно не было неожиданным для руководства и силовых структур России. Третий - ни первые, ни вторые не предприняли должных мер для предотвращения этой локальной войны, что привело в августе-сентябре 1999 года к многочисленным человеческим жертвам среди жителей Ботлихского, Цумадинского, Буйнакского, Новолакского районов Дагестана и российских военнослужащих. О больших материальных потерях в этом контексте уже и говорить неприлично.
    Боевики из Чечни готовились к нападению на Дагестан и делали это совершенно открыто. В мае 1998 года Хаттаб провел широкомасштабные учения боевиков в районе озера Кезенодам на границе Веденского района Чечни и Ботлихского района Дагестана. 9 марта 1999 года неизвестными лицами из Чечни были сожжены шесть хуторов, принадлежащих жителям приграничного с Чечней селения Гагатли Ботлихского района.
    20 апреля 1999 года в Грозном, на конгрессе народов Чечни и Дагестана, Шамиль Басаев открыто заявил о необходимости перемен в руководстве Дагестана и планируемом на август создании единого исламского государства на Кавказе, имея в виду объединение под своими знаменами двух республик.

    Д агестанские приверженцы ваххабизма тоже открыто поддерживали Басаева и Хаттаба и фактически подстрекали их к нападению на свою родину. Например, один из зачинателей ваххабизма в Дагестане, который открыто вел пропаганду этого учения еще в 80-х годах, уроженец селения Хваршини Цумадинского района Багаутдин Магомедов призывал чеченских боевиков идти на Дагестан, обещая им поддержку местных горцев.
    В этом Багаутдина Магомедова поддерживали аварский поэт Адалло Алиев, ставший чеченским бригадным генералом, и уроженец селения Ансалта Ботлихского района Дагестана Ахмед Тагиев, также ставший генералом в Ичкерии. Именно они заявляли, что как только Хаттаб и Басаев войдут в Дагестан, народ станет на их сторону.
    Первоначально нападение на Дагестан боевики планировали на вторую половину августа, но некоторые события ускорили этот процесс. В конце июля 1999 года Багаутдин Магомедов (чеченцы называют его Магомадовым) и его группа были обстреляны дагестанскими милиционерами в районе селения Эчеда Цумадинского района. В ответ 2 августа банда Багаутдина напала на Цумадинский район, пытаясь захватить несколько сел. 7 августа банды Шамиля Басаева и Хаттаба практически без боя захватили селения Ансалта, Рахата и Шодрода Ботлихского района.
    Но народы Дагестана бандформирования не поддержали.
    Тогда боевики решили осуществить задачу-минимум: перекрыть с одной стороны перевал Андийские ворота, а с другой - взорвать мост в районе селения Муни и тем самым отрезать три горных района - Цумадинский, Ботлихский и Ахвахский - от остальной части Дагестана. После чего провозгласить единое исламское государство.
    Для осуществления этой задачи боевикам необходимо было пройти через высокогорные андийские села.

    Кто такие андийцы
    Девять андийских сел административно входят в состав Ботлихского района. Их жители числят себя единой этнической группой, называемой андийцами. О существовании этого этноса известно по меньшей мере 2500 лет.
    В конце 30-х годов ХХ века многие небольшие народности Дагестана Советская власть искусственно объединила с более многочисленными, в том числе и 40-тысячный андийский народ с аварцами. И в пятой графе паспорта у андийцев появилась другая национальность.
    На самом деле, хотя андийцы и очень похожи на аварцев в быту, но андийский язык значительно отличается от аварского, а по своему менталитету, культуре, обычаям андийцы все же ближе к чеченцам. И экономически андийские села были значительно более связаны с Веденским районом Чечни, чем с Ботлихом.
    Испокон веков знание чеченского языка для андийцев считалось престижным. Многих андийских юношей даже специально посылали учиться для этого в Ведено. До недавнего времени, то есть до развала Советского Союза и прихода к власти в Чечне Джохара Дудаева, для андийцев была одна дорога на Хасавюрт и Махачкалу - через Веденский район Чечни. Браки между чеченцами и андийцами в те времена были не редкостью. Например, бабушка Басаевых считается андийкой.
    Зная независимый и гордый нрав андийцев, помня о сохранившемся и за 70 лет Советской власти обычае кровной мести, чеченцы старались с ними не конфликтовать. И в годы беспредела - 1996-1999 - бандитами из андийских сел не был похищен с целью выкупа ни один житель. А на попытки похищения скота андийцы всегда отвечали жестко: находили конкретных виновников и забирали у них скота намного больше. Когда же в марте 1999 года чеченцы сожгли шесть андийских хуторов, то андийцы ответили уничтожением тринадцати чеченских.
    Но подобное было редким исключением, так как на протяжении многих веков андийцы с чеченцами жили дружно. Во время первой чеченской кампании - 1994-1996 годов - в каждом андийском доме жили от 10 до 30 беженцев из Чечни, которых андийцы обеспечивали не только жильем, но и питанием безвозмездно…

    И з рассказа Арзулума Исламова о переговорах с Ширвани Басаевым
    Многие жители Веденского района, помня, как дагестанцы и, в частности, андийцы помогли им в трудное время, убеждали братьев Басаевых и Хаттаба не идти с оружием на Дагестан и прежде всего - через андийские села. Напрасно. Гордыня, как говорят сами чеченцы, владела ими в большей степени, чем разум. 70-летний житель андийского селения Гагатли Арзулум Исламов и с ним еще трое пожилых андийцев были уполномочены жителями андийских сел вести переговоры с боевиками. 7 августа они перешли на чеченскую территорию.
    Рассказывает Арзулум Исламов:
    «На нас пытались оказать психологическое давление. Боевики наставили на нас автоматы, пулеметы, гранатометы. Ширвани Басаев, который руководил боевиками на нашем направлении, встретиться с нами отказался. По радиостанции он сообщил, что в его штабе нам делать нечего. А если мы без сопротивления пропустим его отряды через андийские села к перевалу и мосту в районе села Муни, то он нас не тронет. Больше он разговаривать не стал.
    Через два дня я снова пошел на переговоры с боевиками. На этот раз мне удалось встретиться с Ширвани Басаевым.
    Он разговаривал со мной надменно. Говорил, что они идут учить нас исламу. Я сказал, что мы сами многому можем их научить. Пригласил его без оружия посетить наши села и своими глазами увидеть нашу приверженность мусульманским традициям.
    Но Ширвани сказал, что ему некогда ходить на экскурсии. Предупредил, что если мы не пропустим его отряд к перевалу Муни, то они пройдут по нашим трупам. Я сказал Басаеву, что, если они убьют мужчин, наши женщины, как кошки, вцепятся им в горло.
    Басаев хотел нас перехитрить. Он попросил пропустить их хотя бы на помощь погибающим в селах Ансалта и Рахата братьям, воюющим с Российской армией. Я сказал, что андийцы не могут пропустить через свои земли тех, кто идет с недобрыми намерениями. Боевики говорили между собой по-чеченски. Но я знаю чеченский язык и понял, что они могут нас уничтожить. Когда мы уходили, они открыли по нам огонь».

    Где андийцы добывали оружие
    Со всех уголков страны андийцы съехались на Родину. Муса Абуязидов, живущий и работающий в Москве, привез в Анди целую машину гуманитарной помощи: продовольствие, палатки, одеяла. Материальную помощь андийцам оказали руководители и жители соседних районов Дагестана, глава администрации Карабудахкентского района Умалат Насрудинов, академик Шамиль Алиев, генеральный директор «Дагэнерго» Гамзат Гамзатов...
    Оборону андийских сел возглавил начальник милиции города Хасавюрта подполковник Умахан Умаханов, уроженец андийского селения Риквани. Умаханов уже был на тот момент человеком легендарным. В 1994 году он один сумел нейтрализовать вооруженного бандита и был награжден орденом «За личное мужество», а в 1996 году сумел вырвать из лап Радуева и его банды под Первомайским несколько десятков заложников. В том числе и новосибирских милиционеров. За что был награжден еще одним орденом Мужества.
    Правой рукой Умаханова был другой известный андиец - Сулейман Сулейманов, кандидат юридических наук, в 1995-1999 годах заместитель председателя избирательной комиссии Республики Дагестан.
    Оружие андийцы добывали и по официальным каналам, и неофициально. Более сотни карабинов для ополченцев Умаханов получил через руководство республики. Но автоматы, пулеметы, гранатометы и боеприпасы к ним андийцы закупали на свои деньги. Причем в основном на рынках самой Чечни. Со слов бывших ополченцев, автомат Калашникова тогда стоил 16 тысяч рублей. Чтобы купить автомат, андийцу надо было продать две коровы.
    Слово «андиец» было в эти дни синонимом героизма. В беседе по телефону с Умаханом Умахановым глава Республики Дагестан Магомедали Магомедов обещал андийцам возместить все затраты, если они не пропустят боевиков через свои земли.

    Первый бой
    13 августа около 18.00 басаевцы по трем направлениям пошли на андийские села. Первым их увидел пастух Ахмед Увейсов. Пожилой андиец бегом добрался до позиций ополченцев и предупредил об опасности. Вместе с ополченцами бой приняли и 10 махачкалинских омоновцев, прибывших на подмогу.
    Интересно, что ветеран Великой Отечественной войны 80-летний андиец Расул Бекмирзаев сказал: «Не стреляйте первыми. Пусть начнут чеченские боевики». И когда те открыли огонь по автомобилю, развозящему продовольствие на позиции, андийцы приняли бой.
    Он продолжался до утра 14 августа. Осветительных ракет не хватало, и андийцы применяли для освещения горящие автомобильные покрышки, которые спускали с горы навстречу боевикам.
    Боевики потеряли в этом бою около двадцати человек. Андийцы - одного, молодого милиционера Исмаила Исмаилова, два дня как отпраздновавшего свою свадьбу. Причем Исмаилов погиб не от пуль боевиков, а во время налета российской авиации.
    И в дальнейшем андийцы несли потери большей частью именно поэтому. В конце концов они попросили прекратить использовать авиацию, так как летчики постоянно ошибались и наносили удары по своим.
    16 августа ополченцы под командованием Сулеймана Сулейманова подорвали машину, на которой ехал Ширвани Басаев. Младший брат террориста № 1 получил ранение. В тот же день ополченцы наконец получили подкрепление. На подмогу прибыли мотострелковый батальон 136-й буйнакской бригады, батальон 102-й бригады внутренних войск под командой полковника Егорова и группа десантников.
    18 августа ополченцы вместе с российскими солдатами под командой того же Сулеймана Сулейманова отбили у боевиков господствующую высоту Оншитлигун, а 21 августа командир андийцев подполковник Умаханов с ополченцами и десантниками с боем выбил противника с перевала Харами, через который басаевцам подвозили оружие и боеприпасы. Отрезанные от тылового обеспечения, 24 августа поредевшие банды Хаттаба и Басаева покинули селения Ансалта, Рахата, Шодрода и Тандо и ушли в Чечню.
    26 августа 1999 года в Ботлих прибыл премьер-министр России Владимир Путин вместе с лидером республики Магомедали Магомедовым и тогдашним министром внутренних дел Владимиром Рушайло. Было обещано, что ни один житель Ботлихского района не останется без внимания.
    Действительно, разрушенные российской же авиацией селения Ансалта, Рахата, Шодрода и Тандо сейчас восстановлены. А вот о настоящих героях - андийцах, не допустивших боевиков в свои села, как всегда, забыли. А ведь андийцы резали свой скот, кормили ополченцев и солдат регулярной армии - несли из дома все, чем были богаты. Представьте себе, что солдаты прибыли в летней одежде, а температура воздуха здесь, в горах, ночью опускалась до –2о С. Вот где пригодились знаменитые на весь мир андийские бурки.
    Андийцам не только не возместили материальные убытки, никто из руководителей страны и Дагестана не прибыл в андийские села, не сказал им спасибо. Говорят, что Владимир Путин должен был 26 августа приземлиться на вертолете в самом большом из андийских сел - селении Анди. Но подвела погода. Был туман, и Путин приземлился в Ботлихе.
    Когда же начали готовить документы к награждению, установили пресловутые квоты. И тогда многие отказались от наград. Мужчины андийского селения Гагатли отказались в полном составе, так как, получив какие-либо награды, они не смогли бы смотреть в глаза своим женщинам, которые делили с ними в дни боев все тяготы и лишения. До 20 км окопов и других оборонительных сооружений были выкопаны именно андийскими женщинами и детьми.
    Когда на прошедшей неделе я встречался с жителями андийских селений, они верили, что о них все же услышит российский президент. И тогда он должен вспомнить, как в те дни с любовью и гордостью отзывался о мужественных дагестанцах. А ведь именно андийцы были, пожалуй, в те дни первыми, кто был достоин низкого поклона и уважения. Этот народ совершил подвиг.
    Именно андийцы в августе 1999 года продемонстрировали преданность России и спасли ее от позора.

    Военный обозреватель «Новой газеты», Дагестан - Москва

    Андийцы, андал, андии, гъванал (самоназвание), народ в России. Численность 25 тыс. человек. Относятся к андийским народам , коренное население Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, которые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на основе русской графики. Распространены аварский, русский и (среди мужчин) чеченский языки. Верующие - мусульмане-сунниты.

    В I веке нашей эры андийцев упоминает Плиний Старший. В XIV веке утвердился ислам, ранее к андийцам проникало христианство. Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сельских обществ. В XIV-XV веках существовало Андийское шамхальство. После присоединения Дагестана к России андийцы участвовали в Кавказской войне. В 1921 андийцы вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Республика Дагестан).

    Основа традиционной экономики верхнеандийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное садоводство, продукция которого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Домашние промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и производство пищевой соли.

    Счёт родства билатеральный, по поколениям ведётся описательно, характерны клановые патриархальные кровнородственные объединения - тухумы. Традиционная семья малая.

    Традиционные поселения скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, как и ряд других селений, имеет традиционную средневековую городскую топографию.

    Одежда андийцев аварского типа, своеобразен женский костюм с головным убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз.

    В основе питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор блюд местный и общекавказский.

    Традиционное развлечение - конные скачки, наиболее значительные праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. Сохранились вера в магию, в различных духов. Фольклор двуязычен (андийский и аварский).

    М. А. Агларов

    Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 49.

    Далее читайте:

    Андийские народы , группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана.