Какова потенциальная психосоциальная проблема пациента. Настоящие и потенциальные проблемы тяжелобольного и обездвиженного пациента. Существуют три системы помощи пациенту

При планировании и реализации психологической поддержки пациента и его семьи в рамках сестринской компетенции необходимо вовлекать в процесс лечения не только пациента, но и членов его семьи. Психологические проблемы значительно снижают качество жизни пациента и его родственников, а категория «качество жизни» исключительно субъективная, соответственно, эффективно выявить проблему и запланировать приемлемую схему оказания помощи без их участия не представляется возможным.

При приеме пациента в стационар медицинская сестра должна задать уточняющие вопросы родственникам пациента, ответы на которые помогут в дальнейшей планировании сестринских вмешательств:

Кто является основным лицом, заботящимся о пациенте?

Знают ли родные о диагнозе и прогнозе?

Ожидания родственников (излечение, смерть, поддержание основных жизненных функций, контроль над симптомами).

Помогут ли они пациенту, потребность в обучении каким-либо навыкам по уходу?

Не вызовет ли необходимость оказания помощи:

лишних расходов;

появления ложных надежд.

Что может вызвать беспокойство пациента и родственников:

маленькие дети пациента;

отрицание собственного заболевания;

страх заразности болезни;

проблема наследства.

Скрывают ли родственники информацию о болезни от пациента?

Медицинская сестра ГУЗ «Кемеровский областной хоспис» имеет возможность организовать консультацию психотерапевта пациенту или его родственникам, а также, запланировать вмешательства для решения психосоциальных проблем пациента совместно с врачом-психотерапевтом. Организовать беседу с батюшкой местной церкви.

Тревожные состояния пациента и его родственников чаще вызваны дефицитом знаний, дефицитом общения. Медицинская сестра должна строить беседу, направленную на восполнение недостающих знаний и удовлетворение потребности к общению.

Ежедневно уделяйте каждому пациенту свое внимание, обязательно поговорите с пациентом, проявите участие, спросите о состоянии его здоровья. Пользуйтесь открытыми вопросами («Как Вам спалось?», «Что Вам хочется сегодня поесть?» и т.д.). Будьте терпеливым слушателем, используйте технику «активное слушание». Не скупитесь на добрые слова.

Убеждайте пациента в необходимости выражать свои чувства, скорбь, страхи, обозначать и обговаривать свои психологические проблемы. Такие беседы ведите один на один в защищенной комнате, пациент сам определяет интенсивность беседы (что сказать, сколько информации, как сказать). Некоторые пациенты могут выражать свои чувства только с медицинским работником, т.к. человек не может позволить себе проявлять слабость или излишнюю откровенность в общении с родственниками, боясь напугать их.

При общении с пациентами боритесь со страхами, ощущением беспомощности, отчужденностью. Болезнь - это не чисто физическая проблема, это проблема всей личности человека. Необходимо работать на формирование положительной мотивации, проводить систематические беседы с пациентом. В то же время медицинские сестры должны быть понимающими, деликатными, они не должны любой ценой вызывать у пациента улыбку, в некоторых случаях лучше предлагать ему не сдерживать слезы, если хочется плакать, если нужно грустить, спорить, злиться и т.д. Сдерживание отрицательных эмоций усиливают стресс, необходимо работать на примирении с прошлыми отношениями, преодоление старых обид.

По возможности избегайте при общении с пациентом слово «рак». Рак - это, априори, в сознании людей отрицательная установка. Ассоциативный ряд понятий у слова «рак», как правило, - смерть, боль, неизбежность, никчемность. Во-первых, это напоминает пациенту о возможной скорой смерти, о боли. Во-вторых, снижает эмоциональный настрой и оскорбляет пациента.

Будьте готовы рассуждать с пациентом о смысле жизни. Для этого узнайте о подробностях его жизни, т.к. если Вы вдруг скажете, что смысл жизни, например, в рождении детей бездетному человеку, то Вы введете его еще в большее психологически угнетенное состояние.

Способствуйте формированию у пациента «воли к жизни». Определите вместе с ним в беседах, что ценно в жизни, например, дети, внуки, работа, творчество и т.д. Поставьте цели, они должны быть конкретны и достижимы, разработайте конкретный план. Например, пациент хочет научиться вязать, рисовать или самостоятельно передвигаться до туалета, для этого необходимо ежедневно выполнять какие-то действия для достижения цели и оценивать результат.

Выявляйте пациентов, которые нашли «преимущества» в своей болезни. Когда у человека обнаруживают заболевание с неблагоприятным исходом, общество начинает воспринимать его с другой стороны - стороны жалости. Человек начинает позволять себя жалеть, болезнь для него хороший предлог, чтобы:

уйти от неприятной ситуации, проблемы. Болезнь «дает разрешение» не решать проблем;

получить любовь, заботу через жалость от близких и не близких людей;

не соответствовать высоким требованиям, которые предъявляет общество.

Если Вы заметили такое настроение у пациента, то необходимо получить консультацию психотерапевта, в дискуссиях с таким пациентом обращать внимание на силу человеческой личности, организовать трудотерапию (рисование, вязание, разведение цветов, шитье мягких игрушек и т.д.), активную физическую нагрузку.

Помните, что у онкологических пациентов часто возникает потребность в общении с «наставником», «мудрецом». Чаще всего это общение происходит подсознательно, пациент рисует в своем воображении мудреца, который может ответить на все вопросы пациента. Очень благоприятно, если в результате систематических бесед образ «мудреца» будет проектироваться на образ опытного медицинского работника. Такое олицетворение очень ответственно для медицинской сестры, но при правильном построении бесед можно управлять эмоциональным настроем пациента, преодолевать с пациентом страхи и депрессивные состояния, и даже профилактировать физические симптомы заболевания. Для формирования образа наставника можно проводить сказкотерапию, метод психотерапии, предложенный А.В. Гнездиловым, для работы с онкологическими пациентами. С пациентом читают книги, с помощью которых можно сформировать новый взгляд, новое отношение пациента к болезни (сказки А.В. Гнездилова, Г.-Х. Андерсена, русская классика и т.д.).

Способствуйте коллективному просмотру телепередач, фильмов, чтению и последующему обсуждению книг и фильмов.

Способствуйте занятию рисованием у пациентов. Рисование дает возможность выразить свои чувства, обозначить страхи, определить сформировавшиеся образы. Кроме того, способствует развитию фантазии, отвлекает от действительности. В свою очередь, Вы можете наблюдать посредством рисунков динамику состояния человека.

Способствуйте адекватной физической нагрузке. Физическая нагрузка обязательна, даже если это просто ходьба, передвижение от объекта к объекту. Очень хорошо, если это ходьба на свежем воздухе и активные физические упражнения (гимнастика). Если пациент не в состоянии выполнять активные движения, необходимо помогать ему совершать физическую нагрузку (пассивные упражнения, дыхательная гимнастика, дренажное положение, гидротерапия, массаж и т.д.).

Проводите вместе с пациентами мероприятия, праздники, Дни рождения и т.д. Важно, чтобы пациенты принимали участие в организации мероприятий.

Сестринские вмешательства при проблеме пациента «Желание изоляции от общения, в связи с тяжелым заболеванием»

Ежедневно разговаривать с пациентом, интересоваться состоянием здоровья, семьей, обсуждать фильм, книгу и т.д.

При общении с пациенткой очень важно правильно подбирать слова, избегать резких категоричных фраз, цинизма. Следить за своей мимикой, движениями рук. Нельзя утомлять пациента своей беседой, помните, что интенсивность беседы задает сам пациент.

Убеждать пациента выражать свои чувства. Задавать открытые и обратные вопросы («Что вы чувствуете?», «Почему вам нравиться/не нравиться?», «Как вы думаете, почему?»).

Создать для каждой беседы определенную обстановку, беседы необходимо проводить в закрытой комнате, лучше один на один с пациентом.

Выявлять страхи пациента, связанные с диагнозом, обращая внимание на поведение и слова пациента во время беседы.

Провести беседу с родственниками. Рассказать об особенностях состояния близкого человека, обсудить возможные обстоятельства дискомфорта, а также ситуации, которые могут доставить радость.

Проводить уроки трудотерапии (шитье, вышивание, вязание и т.д.)

Способствовать формированию «воли к жизни». Определить приоритет в жизни человека, обозначить как много еще можно и нужно сделать.

Способствовать общению с другими пациентами, которые находятся в адекватном психологическом состоянии.

Предложить участвовать в организации коллективного мероприятия.

Сестринские вмешательства при проблеме пациента «Тревожные состояния, связанные с заболеванием»

Организовать беседу с пациентом или его родственниками в удобное для них время. Разговор нужно вести наедине, в небольшой, защищенной комнате.

При беседе активную роль должен играть пациент, а медицинская сестра должна быть пассивным собеседником, в то же время контролируя беседу (метод активного слушания).

Не давать всю истину сразу. Не спешить с ответом. Необходимо понять не провоцирует ли пациент вас, желая получить ожидаемый ответ, а вовсе не истину. Для этого существует метод контрвопроса («А почему вы задаете это вопрос? Что вы думаете об этом?»).

При беседе необходимо следить не только за своими словами, но и за невербальным общением (мимикой, жестами, позой).

Необходимо давать правдивую информацию пациенту.

При беседе избегать специализированных медицинских терминов, объяснять так, чтобы было понятно конкретному пациенту или его семье.

Предоставить пациенту и его родственникам проверенную литературу, которую можно прочитать с целью устранения дефицита знаний по поводу заболевания.

После беседы удостовериться, что информация правильно понята.

Организовать консультацию с врачом-психотерапевтом.

Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом до снижения уровня тревоги.

Сестринские вмешательства при проблеме пациента «Дефицит досуговой активности»

Оценить переносимость физической активности пациента.

Расспросить пациента и его родственников об интересах пациента и наметить план реализации, приемлемых в условиях стационара, видах деятельности, с учетом физической активности.

Персонализировать среду пациента с помощью его любимых предметов, фотографий близких людей.

Организовать мероприятия низкого уровня активности: чтение журналов или чтение вслух, просмотр телепередач, рисование, прослушивание музыки, радио, решение головоломок, наборов для рукоделия и моделирования.

Регулярно беседовать с пациентом, поощрять воспоминания о прошлой деятельности, если это не травмирует пациента.

Формировать хороший психо-эмоциональный фон в палате для бесед и совместных игр с другими пациентами.

Способствовать физической активности.

1) Физиологические:

Слабость.

Сонливость.

Сухость кожи.

Избыточная масса тела.

Ограничение двигательной активности.

Выпадение волос, бровей, ресниц.

Зябкость.

2) Психологические:

Отсутствие адаптации к болезни.

Апатия, депрессия.

Дефицит знаний о болезни.

Снижение интеллекта.

Снижение памяти.

Снижение работоспособности (медлительность, тугодумие).

Дефицит общения.

Изменённые семейные процессы.

3) Социальные:

Утрата социальных, производственных связей.

Утрата трудоспособности.

Изоляция во время госпитализации.

Трудности в самообеспечении (тугодумие, медлительность).

4) Духовные:

Дефицит духовного участия, сочувствия.

Отсутствие самореализации.

Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха).

5) Потенциальные проблемы:

Риск потери сознания при развитии микседематозной комы.

Риск развития психоза.

Риск развития гнойничковых заболеваний кожи.

Риск развития сердечной недостаточности.

Риск развития гипотермии.

Риск развития слабоумия.

Проблема: Запоры.

Цели: Краткосрочная: У пациента стул будет не реже раза в два дня.

Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки из стационара.

1. Обеспечить молочно-растительную диету (чёрный хлеб, овощи, фрукты, зелень, диета №3).

2. Обеспечить приём достаточного количества жидкости, лучше кисломолочных продуктов, соков, сульфатных минеральных вод до двух литров в день.

3. Выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определённое время суток (утром через 15-20 минут после приёма стакана холодной кипячёной воды натощак).

4. Обеспечить достаточную двигательную активность пациента.

5. Обеспечить приём слабительных и постановку опорожнительных клизм в соответствии с указанием врача.

6. Обучить элементарным приёмам ЛФК и массажа и в дальнейшем контролировать их выполнение (индивидуально).

7. Регистрировать кратность стула в температурном листе.

8. Обучить пациента особенностям образа жизни при запорах.

Проблема: Беспокойство по поводу изменения внешнего вида (отёчность, сухая кожа, выпадение волос).

Цели: Краткосрочная: Пациент будет спокойно обсуждать проблему через два дня.

Долгосрочная: Пациент не будет испытывать беспокойства к моменту выписки из стационара.

План сестринских вмешательств:

2. М/с приведёт в пример пациента с положительной динамикой данных явлений.

3. М/с привлечёт к беседе пациента, у которого при поступлении были такие же проблемы.

5. М/с будет поддерживать у больного уверенность в положительном эффекте лечения.

Стандарты сестринской деятельности при тиреотоксикозе

I. Возможные нарушения потребностей.

1) Физиологические потребности:

Есть (тремор рук).

Дышать (одышка при физической нагрузке).

Выделять (поносы).

Быть чистым (потливость).

Поддерживать состояние (сердцебиение, гипертензия, тиреотоксический криз).

Одеваться, раздеваться (тремор рук, чувство жара).

Поддерживать температуру (лихорадка).

Спать, отдыхать (бессонница).

Риск развития побочных действий от применения лекарственных препаратов (мерказолил, препараты йода).

2) Психосоциальные:

Общаться (раздражительность, плаксивость, обидчивость).

Иметь жизненные ценности (страх утраты трудоспособности, тревога о семье, дефицит знаний о болезни).

Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни).

II. Возможные проблемы пациента.

1) Физиологические проблемы:

Слабость.

Нарушение питания (похудание при сохранённом аппетите).

Нарушение сна (бессонница).

Тремор рук.

Потливость.

Сердцебиение.

Одышка при физической нагрузке.

2) Психологические:

Отсутствие адаптации к болезни.

Тревога по поводу изменения внешности (зоб, пучеглазие).

Страх перед операцией.

Эмоциональная неустойчивость (нетерпеливость, раздражительность).

Дефицит знаний о болезни.

Снижение работоспособности.

Необходимость регулярно принимать лекарства.

Изменение характера питания.

3) Социальные:

Утрата социальных, производственных связей.

Утрата трудоспособности.

Изоляция во время госпитализации.

4) Духовные:

Дефицит духовного участия, сочувствия.

Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха).

5) Потенциальные проблемы:

Риск нарушения зрения.

Риск развития осложнений от медикаментозной терапии (мерказолил, препараты йода).

Риск развития послеоперационных осложнений (гипотиреоз, афония).

Проблема: Изменение характера (плаксивость, раздражительность).

Цели: Краткосрочная: У пациента улучшится настроение через неделю после начала лечения.

Долгосрочная: К выписке из стационара настроение пациента нормализуется, исчезнет раздражительность, плаксивость.

План сестринских вмешательств:

1. М/с успокоит пациента.

2. М/с проведёт беседу о причине изменения характера и объяснит пациенту обратимость этих явлений.

3. М/с постарается обеспечить спокойную, дружескую обстановку в палате.

4. М/с побеседует с родственниками пациента, расскажет о причинах изменения характера, о необходимости моральной поддержки с их стороны в данный момент.

5. М/с познакомит с пациентом, который уже выписывается, но имел те же проблемы.

6. М/с разрешит посещения ежедневно по 15 минут знакомым пациента, которые вызовут у него положительные эмоции.

Проблема: Беспокойство по поводу изменения внешнего вида (экзофтальм, испуганное выражение лица).

Цели: Краткосрочная: Пациент будет спокойно обсуждать проблему через 2 дня.

Долгосрочная: Пациент не будет испытывать беспокойство к моменту выписки.

План сестринского вмешательства:

1. М/с объяснит пациенту причину возникновения изменений и их обратимый характер.

2. М/с приведет в пример пациента с положительной динамикой.

3. М/с привлечет к беседе пациента, у которого при поступлении были такие же проблемы.

4. М/с постарается убедить пациента не стесняться своего вида.

5. М/с будет акцентировать внимание пациента на положительные изменения внешнего вида при лечении.

ГОУ СПО Петрозаводский базовый медицинский колледж

Дата публикования: 2015-06-12 ; Прочитано: 7267 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Задача врача – успокоить пациента и психологически подготовить к предстоящему лечению, внушив веру в излечимость заболевания. Умение добиться нужного контакта с больным требует определенного опыта, но часто зависит и от личных качеств врача.

Онкологические больные испытывают сильный эмоциональный стресс, связанный с подозрением о возможности злокачественного новообразования, необходимостью длительного обследования, пребыванием в стационаре, оперативным вмешательством и ожиданием результата гистологического исследования, проведением лучевой, химиотерапии. Эмоциональный стресс является толчком для запуска цепи нейроэндокринных реакций, приводящих к психосоматическим расстройствам. Задача врача состоит в том, чтобы при общении с пациентом уменьшить или нейтрализовать стрессорную реакцию. Это имеет положительное значение для общего состояния больного, течения заболевания, последующей трудовой и социальной реабилитации.

Особое значение имеет правильный психологический подход к больному, это своего рода психотерапия уже на первом этапе контакта врача и пациента.

Изменения в психике пациентов проходят следующие стадии адаптации:

Стадия шока после получения информации о заболевании;

Стадия отрицания, вытеснения информации;

Стадия агрессии, поиска причины болезни;

Стадия депрессии, неверия в лечение и помощь окружающих;

Стадия попытки сговора с судьбой (обращение к нетрадиционным методам лечения, к религии, диета, голодание, гимнастика);

Стадия принятия болезни, переосмысления жизни, возникновения новых ценностей.

Перечисленные стадии не всегда следуют в описанном порядке, у каждого больного длятся разное время, все они могут существовать и одновременно. Психологическая коррекция должна соответствовать стадиям адаптации, состоянию пациента, его психологическим особенностям и плавно готовить его для перехода в следующую стадию адаптации.

Онкологическое заболевание служит мощным стрессом для самого пациента и его семьи, следствием которого является психическая травма, не всегда связанная с физическим самочувствием заболевшего. Онкологический больной оказывается в сложной жизненной ситуации: лечение требует мобилизации физических и душевных сил, в то время как болезнь, лечение и связанные с ними переживания приводят к значительным психологическим, физическим и биохимическим изменениям, которые истощают организм пациента.

Психологическая помощь онкологическому больному, включая психотерапию, оказываемая во время лечения в стационаре и после выписки из него, способствует лучшему приспособлению к болезни и преодолению последствий, вызванных лечением.

К вопросу рационального информирования пациента об истинном диагнозе следует подходить индивидуально. В каждом конкретном случае врач выбирает единственно правильную линию поведения. Это определяется характером и стадией заболевания, психологическими особенностями больного, его возрастом, профессией, отношением к предлагаемым методам исследования и лечения, социальным окружением и социокультурной принадлежностью пациента, страны и сложившимися в ней нормами, традициями и установками лечебного учреждения, а также уровнем профессиональных знаний врача.

Главным в правдивом диагнозе является стремление врача поддержать в больном надежду.

Для осуществления этой задачи полезна беседа на тему прогноза болезни. Врач обрисовывает перспективу излечения, исходя из результатов научных исследований или основываясь на примерах благополучных исходов такого же заболевания у конкретных, известных больному людей. Диагноз можно сообщить только тогда, когда больной к этому подготовлен, когда существует реальная возможность его исцеления или существенного продления жизни.

Многие онкологи, зарубежные и ряд отечественных, во взаимоотношениях с онкологическими больными придерживаются тактики, ориентированной на правду. Это связано с правовыми аспектами данной проблемы (человек должен быть правильно ориентирован в состоянии своего здоровья и имеет право на самостоятельный выбор метода лечения).

При направлении больных с подозрением на злокачественную опухоль на консультацию в онкологический диспансер обычно объясняют, что консультация онколога необходима для исключения опухоли. Больных, подлежащих специальной терапии, психологически готовят к мысли о возможности операции или лучевого лечения, не говоря, однако, об этом, как о бесспорном факте, так как из-за распространенности процесса или сопутствующей патологии лечение в специализированном учреждении может быть отвергнуто.

Ряд больных, узнавших или предполагающих наличие у себя злокачественной опухоли, отказываются от лечения, считая заболевание неизлечимым. В беседе пациенту объясняют, что окончательный диагноз будет установлен только после исследования препарата под микроскопом и если действительно будет обнаружен рак, то, безусловно, в ранней стадии, когда возможно полное излечение, а отказ от лечения приведет к потере времени и распространению процесса, возможность излечения в таком случае станет сомнительной.

У больных, излеченных от рака, нередко наблюдается повышенная мнительность, чувство тревоги, подавленности; всякое нарушение самочувствия трактуется ими как рецидив заболевания. Врач обязан внимательно отнестись к предъявляемым жалобам, произвести тщательный осмотр, при необходимости использовать инструментальные методы исследования, чтобы не пропустить рецидив заболевания или появление метастазов и успокоить больного. Большую помощь в этом отношении оказывает благоприятная обстановка в семье. Врач должен объяснить родственникам пациента, что следует избегать как чрезмерной опеки, так и упреков в мнительности. Положительное влияние оказывает разрешение больному выполнять определенные виды работ, это убеждает его в реальности выздоровления.

Взаимоотношения врача с родственниками и сослуживцами больного - предмет особого обсуждения. Здесь играют роль как психологические аспекты, так и имущественные, материальные и ряд других факторов, которые порой невозможно взвесить за один раз. При этом интересы больного выступают на первый план. Как бы не был занят лечащий врач, он должен найти время, чтобы побеседовать с родственниками пациента, особенно с далеко зашедшим процессом. Вопрос стоит о жизни близкого человека, для них это серьезная психическая травма. Возможно проявление тревоги, излишней заботы о больном, реже – неадекватная реакция, некоторая отчужденность, несдержанность. Ближайшие родственники должны быть правильно информированы об истинном диагнозе и версии, которой следует придерживаться в разговоре с больным, а также о риске оперативных вмешательств и прогнозе.

Внимания онкологов требуют также больные канцерофобией. Канцерофобия – навязчивое состояние, выражающееся в необоснованном убеждении в наличии злокачественной опухоли. Встречается у лиц, родственники или знакомые которых страдали злокачественными новообразованиями, а также при наличии у больного патологических ощущений или объективных симптомов, сходных с признаками злокачественных новообразований. Такие пациенты, как правило, подавлены, недоверчивы, утверждение врача об отсутствии рака расценивают как признак недостаточной врачебной компетенции или как результат невнимательного отношения. Диагноз «канцерофобии» может быть выставлен только после всестороннего обследования, так как жалобы больного иногда действительно обусловлены злокачественной опухолью.

Свои особенности имеют клинические обходы в онкологических клиниках. В палате беседуют с каждым больным, касаясь заболевания в тех пределах, которые допустимы в его присутствии, не посвящая пациента в детали лечения, которые он может не понять или понять неверно. Для каждого больного должны быть найдены слова ободрения для поддержания надежды и хорошего настроения, беседовать необходимо спокойно, с ровным настроением, избегая торопливости, рассеянности, снисходительности или нетерпеливости при выслушивании жалоб. Врачебный обход должен поддерживать в больном уверенность в благополучном исходе заболевания. Детально состояние пациента обсуждается в ординаторской по окончании обхода. Разбор наиболее сложных клинических случаев проводится на консилиумах и конференциях.

1) физиологические

2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)

Некоторые примеры:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Недостаточное или избыточное питание,

Снижение защитных функций организма,

Острая или хроническая боль,

Отеки или обезвоживание,

Застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье,

Сердечная недостаточность,

Запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),

Острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,

Нарушение глотания,

Кожный зуд,

Недостаточная самогигиена,

Обессиливание,

Нарушение речи, памяти, внимания,

Лихорадка,

Дефицит самоухода.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о рациональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни...);

Страх, тревога, беспокойство;

Дефицит досуга;

Дефицит семейной поддержки;

Дефицит общения;

Недоверие медперсоналу;

Отказ от приема лекарства;

Неэффективное исполнение лечебной схемы;

Нарушение представления о своем внешнем облике;

Неэффективная адаптация семьи к факту наличия

заболевания у одного из ее членов;

Дефицит внимания к будущему ребенку;

Конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

Страх смерти;

Чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;

Чувство ложного стыда.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Социальная изоляция;

Беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга.

2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода).

Примеры потенциальных сестринских проблем:

Риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;



Риск развития обезвоживания у пациента со рвотой и частым жидким стулом;

Риск падений и травм у пациента с головокружением;

Риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;

Риск суицидальной попытки (самоубийство).

Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния

этого больного?»

Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.

Затем устанавливает приоритеты.

Приоритеты - это первоочередные, самые важные проблемы пациента.

Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределения времени и сил медсестры, их не должно быть много - не более 2-3- х. следует помнить, что приоритетными могут быть как настоящие, так и потенциальные сестринские проблемы.

Критерии выбора приоритетов:

1.Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

2.Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является для него главным сейчас, самым мучительным.

Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

3 .. Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

4.Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

ТРЕТИЙ ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА

Во время планирования ОТДЕЛЬНО ДЛЯ КАЖДОЙ ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ формулируются ЦЕЛИ и ПЛАН ухода.

Постановка целей необходима по двум причинам:

1) указание направления для индивидуального сестринского вмешательства,

2) использование для определения степени эффективности вмешательства.

Требования к постановке целей:

1) Цели должны быть реальными, достижимыми.

Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.

2) Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.

По срокам существует 2 вида целей :

а) краткосрочные (меньше одной недели);

б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

3) Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача.

Правильно: « Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».

4) Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина.

Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.

Каждая цель включает 3 компонента:

1) действие;

2) критерии: дата, время, расстояние;

3) условие: с помощью кого/чего-либо.

Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью костылей 10метров через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в присутствии сестры с помощью костылей» - условие, «10 метров через неделю» ­ критерий.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента.

Медсестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуацию, стараясь подробно, по пунктам, ответить на вопросы - что она может сделать для пациента по данной проблеме? Как облегчить его положение?

ВНИМАНИЕ! План обязательно должен быть конкретным, недопустимы общие фразы и расплывчатые рассуждения. Другими словами, если Вы планируете провести беседу с пациентом, Вы должны записать тезисы этой беседы.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать свои действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием.

Одновременно медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяя пути их достижения.

План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса, что обеспечивает:

1) продуманность, последовательность, систему в оказании сестринской помощи;

2) преемственность и координацию ухода между сестрами­ координаторами и сестрами-манипуляторами;

3) легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА

Все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью.

Цель этапа - обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, обучение и консультирование.

Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:

Зависимые;

Независимые;

Взаимозависимые.

ЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

Однако сестра в этом случае не должна автоматически выполнять указания врача. Она обязана определить, правильно ли определена доза, учтены ли противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими, оптимален ли путь введения и т.д.

Прояснение указаний входит в компетенцию медсестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и ответственна за последствия ошибки.

НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача.

Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании, наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ,

2) обучение и консультирование пациента и его семьи,

3) организация досуга пациента.

    Физиологические:

    Дефицит самообслуживания.

    Лихорадка

    Слабость

    Психологические:

    Отсутствие адаптации к болезни.

    Дефицит знаний о болезни

    Беспокойство.

  • Изменение образа жизни.

    Дефицит общения

    Изменение семейных процессов.

    Социальные:

    Утрата социальных производственных связей.

    Утрата трудоспособности.

    Изоляция во время госпитализации.

    Материальные трудности.

    Духовные:

    Отсутствие самореализации.

    Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха).

5) Потенциальные проблемы.

    Риск побочных действий от применения лекарств (противовоспалительные, нестероидные, глюкокортикоиды).

    Риск стойкой утраты трудоспособности.

    Риск развития осложнений (амилоидоз).

6) Приоритетные проблемы.

    Боль с суставах.

    Ограничение двигательной активности.

    Страх перед пункцией сустава.

Проблема: Дефицит самообслуживания.

Цель: У пациента уменьшатся трудности при самообслуживании.

    М/с будет ежедневно помогать пациенту в осуществлении утреннего туалета (умывание, чистка зубов, бритье), осуществлять подмывание.

    М/с будет ежедневно помогать пациенту поддерживать причёску.

    М/с будет участвовать в кормлении пациента 3 раза в день (держать ложку, вилку).

    М/с, при необходимости, подаст судно.

    М/с будет оказывать помощь в смене белья.

    М/с будет поощрять пациента в стремлении к самообслуживанию.

    М/с проведет беседу с родственниками, обучит их навыкам ухода за больным.

Проблема: Беспокойство по поводу изменения внешнего вида, деформации суставов.

Цели: Краткосрочная: Пациентка не будет фиксировать внимание на внешнем виде сустава через неделю.

Долгосрочная: Пациентка не будет испытывать беспокойства к моменту выписки, будет адекватно оценивать изменения в суставах.

План сестринского вмешательства:

    М/с после согласования с врачом объяснит пациентке особенности течения заболевания, сущность изменений в суставах.

    М/с попытается отвлечь внимание пациентки от внешнего вида суставов, акцентируя внимание на положительной динамике в течении болезни (уменьшение болей и т.д.).

    М/с будет делать комплименты пациентке по поводу приятных черт лица.

    М/с научит пациентку выбору рациональной обуви.

Проблема: Риск побочных действий от применения нестероидных противовоспалительных средств.

Цель: Пациент не будет испытывать побочных эффектов от применения лекарств.

План сестринского вмешательства:

    М/с объяснит пациенту необходимость применения медикаментов, правила приёма лекарств.

    М/с будет чётко соблюдать дозировки, время и кратность приёма лекарств.

    М/с будет ежедневно интересоваться переносимостью лекарственных препаратов.

    М/с сообщит врачу о появлении признаков побочных эффектов.

Особенности сестринского процесса при ревматоидном артрите.

Основным активным элементом комплексного лечения ревматоидного артрита является кинезитерапия. Движения стимулируют крово- и лимфообращение и трофику суставного аппарата, и могут замедлить ход или привести к обратному развитию патологического процесса. Лечебный результат тем лучше, чем раньше начато лечение движением. Ввиду прогрессирующего характера и большой продолжительности процесса, кинезитерапию необходимо проводить годами, в течение всей жизни.

Основное методическое правило в период обострения, независимо от стадии, - заболевшим суставам необходимо дать покой. При выраженных экссудативных явлениях суставу придают соответствующее положение для профилактики контрактур. Положение суставов меняют несколько раз в день.

Если общее состояние больного позволяет, начинают массаж для тех частей конечности, которые расположены проксимально от пораженных суставов, а также элементарные физические упражнения и движения по самообслуживанию.

Для неповрежденных частей тела назначается по несколько раз комплекс из небольшого числа элементарных гимнастических упражнений, а утром гигиеническая гимнастика.

Больной, по возможности, должен многократно менять положение своего тела в постели в течение суток.

Когда явления начнут стихать, назначают массаж (лёгкий, поглаживающий), активные и пассивные движения в пораженном суставе, в медленном темпе, в полном возможном объёме движений, очень осторожно расширяя вид упражнений и нагрузку.

При поражении верхних конечностей назначаются упражнения, связанные с бытом и профессией больного, при поражении нижних конечностей – обучают ходьбе.

Чем больше выражены боль и деформация суставов, тем осторожнее нужно применять движения, не ожидая, чтобы боль совсем утихла.

Обязательно необходимо проводить психологическую работу с пациентом, пытаясь активизировать его и сделать заинтересованным участником реабилитации. Больной должен знать, что в подостром и хроническом периоде заболевания:

    Кинезитерапия абсолютно необходима и имеет исключительно важное значение для функционального восстановления.

    В виде исключения из общего правила, её используют, несмотря на субфебрильную температуру, ускоренная СОЭ и боли в суставах.

    Независимо от других лечебных средств кинезитерапию следует проводить непрерывно, ежедневно, а при необходимости и многократно в день и продолжительное время (месяцы, годы, всю жизнь).

    Упражнения выполняются с расчетом на движение соседних суставов с заболевшим, или на остальные неповрежденные суставы, для профилактики развития в них патологического процесса.