Возможность и действительность — категории материалистической диалектики. Возможное и действительное Состояние между действительностью и возможностью

Действительность – это уже реализованная возможность.

Для субъекта исторического развития каждое изменение, каждый шаг вперед связан с каким-то выбором. Этот выбор приводит к реализации одной из возможностей за счет других, которые на данный момент остаются нереализованными. Самые большие потери любого человека – это нереализованные возможности.

Будем различать:

а)вероятные (реальные) возможности; б)маловероятные (формальные) возможности; в)невероятные (нереальные) возможности.

Многое зависит от социально-исторических и прочих условий: возможное в одних условиях невозможно в других. Велика роль воли и целенаправленной деятельности людей, опирающихся на объективные законы развития.

Возможное и действительное в реальной жизни отличается от возможного и действительного в искусстве. Искусство может превратить в художественно действительное то, что возможно только в воображении – «Нос» Гоголя, Командор Пушкина.

Подавляющее большинство советских историков исповедовало подход, который можно назвать «безальтернативным»: всё, что совершалось после октябрьской революции 1917 г. якобы происходило единственно возможным образом (к тому же, как обычно считалось, наилучшим).

Интересно было бы рассмотреть возможные альтернативы развития тех или иных событий в жизни нашей страны.

«…что было бы, если бы Соединенные Штаты признали СССР не в 1933, а в 1921 году, когда Ленин начал политику нэпа и широкой демократизации? Что было бы, если бы западные страны вместо экономической блокады откликнулись на ленинский призыв о развитии торговли, международной кооперации, создании концессий с зарубежным капиталом? Что было бы, если бы нам уже тогда удалось достичь соглашения с Англией, Францией, США о совместной борьбе против возрождения германского милитаризма? По какому пути пошла бы европейская да и вся мировая история? Конечно, сейчас эти вопросы звучат риторически, но не следует забывать, что вся история отношений между странами Запада и СССР соткана из упущенных возможностей…» (Ф.Бурлацкий. Запад: исторический выбор. ЛГ, 4.11.87)

Фатализм – это абсолютизация однозначной предопределенности. В своем дневнике Кафка вопрошал: - Почему чукчи не покидают свой ужасный край? Ведь везде они жили бы лучше по сравнению с их нынешней жизнью и нынешними желаниями. И отвечал так: - Но они не могут этого сделать. Да, всё, что возможно, происходит, однако возможно только то, что происходит» (Tagebücher, S.531) Цит. по предисловию Б.Сучкова к «Избр.» Кафки.

Другая крайность: нет ничего невозможного. Во время бурных молодежных волнений 60-х - 70-х годов в моде был такой слоган, провозглашенный «новыми левыми»: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!»

«Даже то, что быть не может / Очень даже может быть»

И невозможное возможно, / Дорога дальняя легка,

Когда мелькнёт в пыли дорожной / Мгновенный взор из-под платка…

Блок А. Соч. в 2-х т. Т.1, с.297

Когда видишь, что происходит вокруг, иногда думаешь: - Может, Гегель не прав? Может, всё действительное неразумно, а всё неразумное действительно?

Древние греки: всё возможное реализуется. Бесконечное многообразие миров и Вселенных.

ХХI век – это век все-Возможных Миров. См. газетную вырезку.

Контрольные вопросы: используя понятия «невозможность», «формальная возможность», «реальная возможность», «действительное в реальной жизни», «действительное в искусстве», оцените следующие варианты: скорость, превышающая 300 тыс. км/сек; полет на Марс; клонирование животного; клонирование человека; вечный двигатель; жизнь до 150 лет; сообщество, в котором не воруют; выигрыш в общенациональной лотереи самого главного приза.

Добавление

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия.

Аристотель толковал Ц как «то, ради чего» нечто существует.


Ответ на этот вопрос подразумевает выработку целеполагания.

После этого – значит, вследствие этого.

Изб Библ асп МГУ

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания. - М., 1999. С. 402

Любая необходимость закономерна, любая закономерность необходима. Понятие закономерность чаще используют в науках, а необходимость – в философии.

Функциональные (от слова функция ) связи не столь существенны, как причинно-следственные, и характеризуют некое сходство между изучаемыми процессами. Однако, дальнейшее углубленное изучение функциональных связей довольно часто (но далеко не всегда) обнаруживает сложную причинно-следственную связь, стоящую за ними.

Асмус. «Платон», с.133.

Люди религиозные могут считать случайность либо «злым умыслом» дьявола, либо добрым замыслом Бога (правда, чаще всего, Бога считают гарантом необходимости ). Анатоль Франс говорил о случае, что так выглядит псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться…

Люди науки могут связывать случайности с независимыми от потустороннего мира характеристиками бытия.

Фейнман Р. и др. Фейнмановские лекции по физике, т.4, с.59, 61-62.

И, тем не менее, в научной литературе описано несколько десятков таких взращенных зверями детей, чье последующее развитие так и не позволило им преодолеть уровень дикости.

Случайность, которая чревата благотворными последствиями, в обыденной жизни зачастую называют "счастливым случаем". В древности его олицетворял полубожок Кайрос, изображения которого напоминали довольно мускулистого мужчину с крыльями на ногах. Волосы на его голове росли только спереди: если подобный "счастливый случай" проносился мимо человека, сзади ухватиться за него было уже невозможно. Поэтому к встрече со "счастливым случаем" следовало готовиться заранее, чтобы никак не пропустить…

Пушкин А. С. Собр. соч. В 10-ти томах. Т. 3. М., 1975. С. 374.

Таковым является выигрыш в общенациональной лотереи самого главного приза.

Полет людей к Марсу совершенно невероятен в античную эпоху, маловероятен в середине ХХ века и вполне реален в наступившем веке. То же самое можно сказать о клонировании человека.

Понятие возможности и действительности. Для выявления сущности объектов действительности в равной степени важно как исследование их настоящего, наличного состояния, так и изучение процесса их становления, генезиса. Постигнув же сущность, человек обретает способность заглянуть в будущее, предвидеть его, ибо

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 55.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 145.

общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего - настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего, того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возможность».

Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, присущей определенной действительности. Поэтому возможность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противоположность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, то есть осуществившаяся возможность и основа существования новых возможностей.

Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания.

Проблема возможности и действительности в истории философии. Вопрос о возможном и действительном привлекал внимание мыслителей еще в глубокой древности. Первую систематическую разработку его мы находим у Аристотеля. Он рассматривал возможное и действительное в качестве всеобщих сторон реального бытия и познания, как связанные моменты становления. Однако в ряде случаев Аристотель проявлял непоследовательность, допускал отрыв возможного от действительного. Так, в учении о материи"Как возможности, способной стать действительностью лишь через оформление, в котором осуществляется некая цель, мы находим пример метафизического противопоставления возможности и действительности, следствием которого явилась уступка идеализму в виде учения о «форме форм»- боге, «перводвигателе» мира и высшей цели всего существующего.

Антидиалектическую тенденцию аристотелевской философии абсолютизировала и сознательно поставила на службу идеализму и теологии средневековая схоластика. В учении Фомы Аквинского материя представлялась как неопределенная, бесформенная, пассивная возможность, которой придает действительное бытие лишь божественная идея - форма. Форма выступает активным началом, источником движения и его целью, разумной причиной осуществления возможного.


Субъективно-идеалистическую трактовку проблемы возможного и действительного дал Кант. Он отрицал объективное содержание этих категорий, утверждал, что «различение возможных и действи-

тельных вещей есть такое различение, которое имеет силу только субъективно для человеческого рассудка...» ". Возможным Кант считал то, мысль о чем не содержит противоречия. Такой субъективистский подход к возможному и действительному был подвергнут резкой критике Гегелем, развившим в рамках объективного идеализма диалектическое учение об этих категориях. Закономерности взаимосвязи возможного и действительного, гениально угаданные Гегелем, получили подлинно научное обоснование в философии марксизма, где впервые возможность и действительность были представлены в качестве категорий, отражающих соответствующие всеобщие и существенные моменты диалектического по своему характеру изменения и развития объективного мира и его познания.

Взаимосвязь возможности и действительности. Будучи противоположностями, возможное и действительное находятся в диалектическом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным характеристикам, но порознь не существуют. Возникая в недрах действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже обнаруживает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относительность реализуется непрерывность процессов изменения. Однако непрерывность тесно связана с моментами прерывности, включает их в себя: ведь реализуются далеко не все возникающие в недрах действительного возможности. Больше того, осуществление одних из них способно прерывать существование других.

Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступенями всякого изменения, неотделимы друг от друга. Развитие любого явления начинается с вызревания предпосылок его возникновения, то есть с существования в виде возможности, которая способна осуществиться лишь при наличии определенных условий. Схематически это можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действительности с присущими ей новыми возможностями.

Учет качественного своеобразия состояний, отражаемых рассматриваемыми категориями, имеет большое теоретическое и практическое значение. Лишь глубокое изучение действительности позволяет человеку вскрыть присущие ей возможности, оценить их перспективность и опереться на эти знания в своей практической деятельности. Действительность содержит в себе огромное множество возможностей, однако реализоваться способны далеко не все. Для реализации каждой из них требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятель-

1 Кант И. Соч. В 6-ти т. М., 1966, т. 5, с. 430.

ности людей, которая успешна лишь в том случае, если она строится с учетом присущих действительности возможностей, объективных тенденций ее изменения. Цели, средства и способы этой деятельности в конечном счете также связаны с соответствующими объективными обстоятельствами. Вместе с тем сама практическая деятельность как процесс превращения цели (возможность) э результат, продукт деятельности (действительность) есть единство возможного и действительного. Естественно, что степень свободы и результативности указанной деятельности не безмерна. Она также регламентируется объективными закономерностями.

Таким образом, понимание диалектики возможного и действительного имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, которые обеспечивают социальный прогресс.

Виды возможностей. Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, множество объективно присущих ей возможностей. И эти различные возможности играют далеко не одинаковую роль в функционировании и развитии материальных образований, существующей действительности. Реализация одних возможностей обусловливает переход материального образования (вещи) из одного качественного состояния в другое в рамках той же самой сущности, реализация других предполагает изменение сущности материального образования, переход его в другое материальное образование. В процессе осуществления одних возможностей материальная система переходит от низшего к высшему, при осуществлении других - от высшего к низшему. Одни возможности касаются изменения качества, другие - изменения количества вещи. Одни возможности связаны с необходимым в вещи, другие - со случайным. Для осуществления одних возможностей условия могут создаваться в настоящее время, для осуществления других - лишь в далеком будущем. Неодинакова и связь между возможностями. Существование одних возможностей исключает существование других, имеются такие возможности, которые взаимополагают друг друга, и такие, которые переходят друг в друга, меняются местами и т. д.

Как известно, целенаправленное изменение природной и социальной действительности в процессе практической деятельности людей представляет собой осуществление определенных возможностей путем создания соответствующих условий. Если это так, ориентация людей в этой деятельности, выбор наиболее эффективного пути достижения того или иного практического результата существенным образом зависят от знания особенностей различных видов возможностей. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на их классификации.

В качестве основы классификации возможностей, выделения их

видов мы возьмем всеобщие формы бытия, с которыми они так или иначе связаны. Так, все возможности можно разделить на две труп-пы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называются реальными; возможности же, обусловленные случайными свойствами и связями,- формальными. Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, формальные - могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку природа случайности такова, что она порождается внешними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем может проявиться, а может и не проявиться.

Примером реальной возможности может служить возможность электронов и позитронов при взаимодействии превратиться в фотоны, поскольку это основано на законах их взаимодействия и при соответствующих условиях необходимо осуществляется; возможность ведения планового хозяйства в социалистическом обществе, связанная с господством общественной собственности на средства производства, необходимо присущим социализму. В качестве примера формальной возможности можно привести возможность рабочего в буржуазном обществе стать капиталистом, поскольку ее реализация связана со случайностью, с исключительно благоприятным стечением обстоятельств. Необходимые свойства и связи, законы, составляющие природу капиталистического общества, с неизбежностью препятствуют превращению рабочих в капиталистов, в собственников средств производства.

Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение для практической деятельности: в постановке целей, разработке программ, во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.

Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на конкретные и абстрактные возможности. Первые - это такие возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия; вторые - это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Например, возможность экономических кризисов в условиях капиталистического общества является конкретной. Для ее осуществления могут сложиться и периодически складываются соответствующие условия. Возможность же экономических кризисов в простом товарном производстве является абстрактной, ибо здесь еще нет необходимых условий для экономического кризиса, чтобы они

появились, простое товарное производство должно превратиться в капиталистическое, а последнее должно достигнуть известной зрелости.

Если посмотреть на формальные возможности через призму абстрактных и конкретных возможностей, нетрудно заметить, что первые окажутся абстрактными, поскольку реальные условия для их осуществления, как правило, отсутствуют. Если же в силу стечения обстоятельств сложились соответствующие условия для реализации той или иной формальной возможности, она превращается в реальную возможность, поскольку в этих сложившихся условиях она осуществляется с необходимостью, основывается на необходимой связи причины со следствием.

Различие возможностей конкретных и абстрактных имеет важное значение на практике. Дело в том, что абстрактныевозможности основываются на необходимых свойствах и связях, обусловлены законами функционирования и развития материального образования. Поэтому их часто пытаются использовать для разработки конкретных планов деятельности, конкретных программ преобразования действительности, не задумываясь над тем, что для реализации этих возможностей, а следовательно, и для реализации этих планов отсутствуют условия.

При разработке текущих планов развития народного хозяйства, определении путей решения назревших практических задач следует опираться на конкретные возможности, для осуществления которых имеются реальные условия. На современном этапе развития нашей страны такого рода возможностями, например, могут служить: возможность перехода народного хозяйства на преимущественно интенсивный путь развития; возможность значительно увеличить выпуск конечной продукции из уже имеющихся ресурсов; возможность тесной интеграции науки с производством и др. Что же касается абстрактных возможностей, то их следует учитывать при определении перспектив развития общества, тех или иных областей социальной и природной действительности.

В связи с такими всеобщими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся на сущностные и функциональные. Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функциональными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности. Например, возможность электронов и позитронов при их взаимодействии превращаться в фотоны представляет собой сущностную возможность. Ее реализация обусловливает изменение сущности вступивших во взаимодействие элементарных частиц. Возможность электрона, входящего в тот или иной атом, перейти из одного стационарного состояния в другое, излучив определенное количество

энергии, является функциональной, она обусловливает изменение его состояния с сохранением сущности.

Различение возможностей сущностных и функциональных имеет большое значение на практике, когда в процессе воздействия на природную и социальную действительность с целью ее преобразования в определенном направлении предполагается изменение или сохранение сущности соответствующих материальных образований, тех или иных их свойств и состояний.

Учитывая, что в результате реализации одних возможностей материальное образование переходит от низшего к высшему, в результате реализации других - от высшего к низшему, в результате реализации третьих - из одного в другое в рамках той же самой ступени развития материальных форм, мы можем все возможности разделить на прогрессивные, регрессивные и вариантные. Прогрессивными называются возможности, осуществление которых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему; регрессивными - возможности, обусловливающие изменения системы от высшего к низшему; вариантными - возможности перехода одной конкретной реальности в другую в рамках одной и той же стадии развития. Прогрессивной возможностью, например, будет возможность перехода капиталистического общества в социалистическое; регрессивной - возможность установления в ходе реакционного переворота в государстве национальной демократии военной диктатуры, выражающей интересы наиболее реакционной части буржуазии; вариантной - приход к власти одной буржуазной партии вместо другой, потерпевшей поражение на выборах.

Знание особенностей прогрессивных, регрессивных и вариантных возможностей позволяет людям лучше сориентироваться в определении путей решения тех или иных практических задач, правильно оценить политику, проводимую теми или иными партиями, государствами.

В зависимости от того, качественная или количественная определенность вещи или какого-либо ее свойства изменяется вследствие осуществления той или иной возможности, различаются возможности качественные и количественные. Первая - это возможность, осуществление которой приводит к изменению качества вещи; вторая - возможность, обусловливающая изменения той или иной количественной характеристики.

Например, качественной будет возможность превращения в процессе развития одного вида растений в другие, количественной - возможность увеличения числа особей того или иного вида путем их размножения. Выделение и учет этих видов возможностей в процессе практической деятельности людей, связанной с достижением и качественных и количественных результатов, играют важную роль.

Рассмотрение возможностей через призму отношений противоречия и соответствия позволяет выделить такие виды их как исключающие и сосуществующие. Исключающей называется возможность, с реализацией которой другая возможность исчезает, становится невозможной; сосуществующей - возможность, превращение которой в действительность не ликвидирует другой возможности.

Деление возможностей на сосуществующие и исключающие помогает людям лучше ориентироваться в процессе их практической деятельности, определить пути и формы преобразования тех или иных сторон, явлений природной и социальной действительности.

Материя имеет бесчисленное множество возможностей, указывающих на ее неисчерпаемый характер и безграничность развития.

Глава VIII ПОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Вопрос соотношения в личной судьбе возможного и действительного актуален для человека и для объективных форм познания на протяжении всей истории становления человечества. Платон обращает внимание на "эйдос", Шопенгауэр на представление и волю его актуализирующую, Ницше на предназначенность собственного образа познания через становления в самом себе сверхчеловека, христианство - вечный мониторинг должного (необходимо возможного) и действительного, Юнг- вопросы синхронистичности и детерминированность архетипа… перечень вряд ли конечен и тем более систематизируем в иерархической лестнице целесообразности обсуждения.

Остановим наше внимание на учении настолько забытом (по причине очевидности), что, казалось бы, совершенно исключенном из поля научного познания современности. Мы имеем ввиду учение Аристотеля о бытии в возможности (далее БВВ) и в действительности(далее БВД), в той его части, в которой его использует людологическая школа познания как современная пропедевтика когнитивных систем.

Действительно представить себе экзистенцию мысли как отдельное бытие (БВВ) достаточно сложно для познания, обращенного современностью к эмпирическим формам верификации, но все же это единственно верный выход из тех апорий, которые преподносит философия, и на которые наука обычно закрывает глаза. Мир представленный, как сочетание парадигм, в которых элементами являются сочетания БВВ и БВД, позволяет относиться к себе технократически в области познания. Такое отношение к познанию устраняет эффект личных заслуг, поглощает личные противоречия в процессе познания, а следовательно выступает одним из элементов объективизма формы познания, и катализатором процесса познания.

Разница возможного и действительного помещена в области бытия 4-х причин бытия (целевая, движущая, формальная, материальная). При этом психология исключительно сосредотачивает внимание на человеке как носителе актуализированного ("живого") бытия в возможности, что соответственно позволяет говорить о том, что предметом исследования данной науки является именно движущая причина бытия (в структурном включении целевой и других элементов). Тем не менее, вопрос проблемы действительного как воплощения возможного не решается комплексно наукой. Сегодня мы не можем сообщить индивидууму тезаурус возможных форм развития ситуации относительно той или иной области бытия, представленного сочетанием БВВ и БВД в различных формах, в тех или иных конгломератах форм. Соответственно возникает вопрос о выборе алгоритма поведения. И именно этот вопрос образует проблему Человека действующего. Само действие выступает как форма перехода из возможности в действительность, и само же действие можно расценивать как одну из форм активирования несуществующего (с точки зрения сенсуалистического восприятия) в существующее. Соответственно вопрос "Человека действующего" - это вопрос формообразования социальной материи в соответствии с теми или другими представлениями о данной социальной материи.

То, что сегодня этот процесс носит импульсный характер в наших представлений о традиционной системе воспитания социально активных индивидуумов, есть следствие отсутствия у общества четкого критерия в отношении структурирования приемлемых алгоритмов формообразования социальной материи в определенных рамках отдельным индивидуумом. В основном сегодня формируется среда ожидания(к примеру, система образования как когнитивная система сообщения информации о тех или иных формах действительного), которая в дальнейшем реализуется в рамках отдельной личной судьбы.

Следует отметить, что задачей будущего может быть структурирование целостной системы познания реальности, которая была бы органично воспринимаема в тождественности результата познания как индивидуальным субъектом, так и неперсонифицированным кругом лиц. Именно устранение данного "зазора" познания (общественное - личное) в конечном счете позволит говорить о создании пропедевтики познания личной судьбы. В итоге такое явление, как конформизм может быть ликвидировано не в пределах действенного(Человека действующего), а в области познания, как стадии предваряющей действие. Выгоды формирования данной системы очевидны, но прежде всего, это конечно, снятие противоречий социума в рамках как индивидуального сознания, так и общественного (положения теории государства и права Льва Петражицкого таким образом можно будет "упразднить").

Каким образом возможно вышеописанное? При современных методах и формах познания, которые носят в себе функции дублирования содержания(формы передачи активной информации, ее удвоение в процессе распространения, это можно просмотреть на основе толкования норм права, не говоря уже, о более дестабилизированных источниках структурированного относительно самое себя бытия в возможности) это практически невозможно. Возникает необходимость создания принципиально новой методологии, которая бы позволяла оперировать символизированными формами значений (математический аспект), при социализации способов и методов структурирования данного значения. Формирование такой системы могло бы оказать неоценимую услугу, как настоящему с его дифференцированными формами действительного (рост информационных технологий, социальные противоречия вплоть до образования новой общественно- экономической формации в виде организованной преступности), так и будущему, так как стабилизировало бы возможные прогнозы в отношении развития общества и места индивидуума в нем.

Продолжающийся анализ сущности материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия, возможности и действительности.

Понятие «действительность» употребляется в двух смыслах. В широком смысле оно по своему содержанию близко к понятиям «материя», «материальный мир» (когда говорят, например, об «окружающей нас действительности»). Но понятие действительности в этом смысле нельзя сопоставить с понятием возможности, так как материя, материальный мир существуют как таковые не в возможности, а актуально. Другой смысл понятия «действительность» – это конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, пространственно локализованного, с определенными качественными и количественными характеристиками, в определенных условиях. Действительность в этом смысле имеет своим диалектическим партнером возможность (как возможность именно данного объекта). Будем употреблять понятие «действительность» именно в это смысле.

Основные признаки действительности – реальность (актуальность) и историчность. Действительность объекта – это все богатство его содержания, его внутренних и внешних связей в определенное время. Но действительность отдельного объекта не есть что-то застывшее и неизменное. Каждое конкретное явление когда-то возникло. Существовавшая прежде действительность перешла в настоящую действительность, настоящая действительность рано или поздно превратится в другую. Историчность действительности заключается в том, что она есть результат изменения предшествующей действительности и основание будущей действительности.

Данное содержание объекта (действительность) заключает в себе предпосылки возникновения новой действительности. Категория «возможность» отражает диалектику взаимосвязи настоящей и будущей действительности. Возможность – это будущее объекта в его настоящем, определенные тенденции, направления изменения объекта. Возможность не существует как-то отдельно от действительности, а в ней самой. Данная действительность в общем случае содержит в себе некоторое множество возможностей, характеру ее изменения присуща некоторая неопределенность. Настоящее в общем случае не может однозначно определить, какая именно из возможностей осуществится, поскольку еще не созрели условия их реализации. Каждая конкретная возможность вполне определена, но относительно неопределенной является судьба каждой отдельной возможности, будет ли она реализована или нет.

В конкретном материальном объекте не все возможно. Набор его возможностей ограничен законами объекта; закон является тем объективным критерием, который ограничивает спектр возможного, отделяя его от невозможного. Не все возможности объективно равнозначны; это обстоятельство отображается в классификации возможностей.

Различают реальные и абстрактные возможности. Под реальной понимается такая возможность, которая может превратиться в действительность на основе существующих условий, а под абстрактной – не реализуемая на основе существующих условий, хотя в принципе допускается законами объекта. Абстрактная возможность отличается от невозможности. Невозможное противоречит законам, а потому и не допускается ими. Именно потому, что существует объективный закон превращения и сохранения энергии, бесполезны попытки создать «вечный двигатель».

Каждая возможность имеет свое объективное основание – единство содержание объекта и условий его существования. С изменением содержания объекта и условий его существования основание возможности также не остается неизменным. Возможность имеет количественную характеристику, которую называют мерой возможности – вероятностью. Вероятность – это мера осуществимости некоторой возможности. Определение меры возможности, т. е. вероятности, имеет большое значение в практической деятельности.

Возможность и действительность взаимосвязаны. В их единстве определяющую роль играет действительность; возможность существует на базе определенной действительности.

Для перехода возможного в действительность необходимы два фактора: действие объективных законов и наличие определенных условий. При изменении условий изменяются вероятности тех или иных возможностей. В объекте происходит своеобразная конкуренция возможности. Законы лишь ограничивают спектр допустимых возможностей, но не реализацию строго определенной из них; последнее зависит от комплекса условий.

Процесс реализации возможностей в естественной природе протекает стихийно. В природе, преобразуемой людьми, реализация возможностей опосредована субъективным фактором. Человек может создавать такие условия, при которых реализуются одни возможности и не реализуются другие. Еще большую роль сознательная деятельность людей играет в реализации возможностей в обществе. В обществе – множество различных, а часто и противоположных возможностей, и здесь субъективный фактор играет большую роль.

Анализ способов превращения возможности в действительность приводит к понятиям необходимости и случайности.

Категории "возможность" и "действительность", как и другие категории диалектики, выводятся из принципа движения и развития материального мира, поскольку в нем всегда что-то возникает, разрывается, а то отживает свой век и отмирает. Отсюда логично предположить, что новое сначала выступает в зачаточной, несовершенной форме как возможность. Поэтому развитие и является, собственно, процессом превращения возможности в действительность. Итак, категории "возможность" и "действительность" является отражением в нашем сознании этих сторон объективного процесса.

В преобразовании возможности в действительность важную роль играют условия. Именно они и обуславливают возможность, то есть делают то или иное явление возможным или невозможным. Получается, что возможности могут быть реальными и нереальными.

Реальной возможностью называют то, что вытекает из внутренних законов развития предмета, явления или совокупности определенных конкретно-исторических явлений. Реальная возможность - это то, что может при наличии определенных условиях превратиться в действительность. Например, в любой семени есть реальные возможности для преобразования в растение. При наличии таких условий, как почва и влага, тепло и минеральные вещества семя обязательно должна прорасти.

Но есть и абстрактная (формальная) возможность. Она тоже имеет объективную природу, поскольку вытекает из общих условий развития объективного мира. Когда отсутствуют необходимые конкретные условия эта возможность остается лишь абстрактной.

Конечно, указанные различия относительны, поскольку абстрактная и реальная возможности основываются на объективных условиях, хотя и разного порядка. Кроме того, абстрактная возможность может со временем перейти (при определенных условиях) в реальную, а затем и в действительности. Например, люди издавна мечтали о полетах в воздухе, о подводных лодках и т. Были и попытки осуществить эти мечты. Однако до определенной поры эти попытки имели абстрактную возможность. С изменением материальной и духовной жизни общества эта возможность стала реальной.

И все же, несмотря на относительность различий абстрактной и реальной возможности, их следует все же учитывать, поскольку это важно как для теории, так и для практики.

Диалектика всегда указывала на нищету определенных абстрактных возможностей, особенно невозможностей. Поэтому нужно помнить, что абстрактная возможность не может непосредственно превратиться в действительность. Непонимание этого ведет к авантюризму.

Категория.дийснисть ", связанная с" возможностью ", отражает в сознании человека другую сторону объективной реальности (в широком смысле всю реальность). Если возможность существует в своих условиях, через них, то действительность существует непосредственно, как сами явления внешнего мира, которые нас окружают. Другими словами, действительность реальной возможностью.

Действительность связана с закономерностью и основывается на ней. Как только законы перестают действовать, действительность теряет свою необходимость, свое право на существование, свою "разумность". Она заменяется новой.

Диалектический метод не только помог установить связь категорий возможности и действительности, но и решить вопрос о том, как и при каких условиях, каким образом происходит превращение возможности в действительность. Такое преобразование требует определенных условий, которые действуют в том же направлении, что И объективная закономерность, которая лежит в основе возможности. Условия - это связь явлений, которые дают пространство, способствуют действия тех сил, которые находятся внутри данного конкретного процесса. Например, для того чтоб в живом организме появились новые признаки или новые конкретные свойства, развивались те или другие или отмирали определенные органы, необходимо изменение географической среды, климата, то есть обстоятельств.

Возникновение возможностей в природе и их превращения в действительность происходит объективно и стихийно. Человек может познать, но еще не в силах влиять на астрономические или геологические явления. Другую специфику имеют те процессы, в которые возможное вмешательство человека. Человек может ограничить разрушительные действия стихийных сил природы и использовать их в своих интересах.

Наука открыла большие тепловые возможности, находящихся в ядре атома. Она способствует созданию сложных машин, приборов и автоматов. Благодаря ей осуществляются крупные преобразования в сельском хозяйстве и тому подобное.

Специфически происходит превращение возможности в действительность в социальных явлениях. Здесь процесс осуществляется при наличии необходимых объективных и субъективных условий. Например, каждая революция имеет как свою объективную (экономическое) основу, так и субъективную сторону - сознание и решительность революционного класса, наличие сильной революционной партии и тому подобное.

Говоря о преобразовании возможности в действительность, не следует упускать из виду противоречивый характер любого движения. Поэтому в объективной действительности необходимо видеть основную возможность - прогрессивную и неосновную - консервативную, или даже реакционную. В отдельных случаях (временно) может даже победить реакционная возможность (победа гитлеризма в Германии). Однако победа реакционных тенденций в обще-историческом плане - временная. Новое, прогрессивное раньше или позже должен победить.