Дэниел гоулман - эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ

Согласно Википедии, – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Дэниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года.

Книга состоит из пяти частей, шестнадцати глав и шести приложений в конце. Рассмотрим каждую часть отдельно, заостряя внимание на наиболее интересном.

Часть первая. Эмоциональный мозг

В нас удивительным образом уживаются два ума – рациональный и эмоциональный. Рациональный ум представляет собой инструмент постижения, который мы способны осознавать. Он богат мыслями, более заметен по своему результату в виде знания, отражает способность ума обдумывать и размышлять.

Эмоциональный ум – другая система познания, мощная и импульсивная, порой нелогичная.

Подобный механизм познания, вероятно, сложился за миллиарды лет эволюции. Эмоции и интуиция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность. В то время как перерыв на раздумья нам был нужен для того, чтобы понять, чего мы хотим достичь в жизни.

В идеале должно существовать равновесие между рациональным и эмоциональным, когда эмоции питают и воодушевляют нас на действия рационального ума. И наоборот, рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций.

Все страсти человека находятся, по сути, в ведении миндалевидного тела (amygdala). Оно является большим специалистом по части эмоций. Если работа миндалевидного тела разобщается с остальным мозгом, это проявляется в поразительной неспособности оценивать эмоциональную значимость событий; это явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной, слепотой».

Так, в состоянии аффекта человек совершает как ужасные, так и безумные поступки. Он может причинить боль другому, либо же, не задумываясь, броситься в воду или горящий дом, чтобы спасти того, кого он даже не знает. Миндалевидное тело может заставить нас резко начать действовать, тогда как чуть более медлительный, но более осведомленный неокортекс лишь «разворачивает» свой тоньше проработанный план реагирования.

Можно сказать, что главная задача разумного человека – подружить миндалевидное тело и неокортекс. Это противостояние между чувством и мыслью, сердцем и головой желательно время от времени прекращать.

Возьмем, например, способность эмоций срывать процесс мышления. Есть такое понятие «оперативная память» – объем внимания, который позволяет удерживать данные, необходимые для решения проблемы. Это могут быть задачи на логическое мышление на экзамене или затяжная дискуссия. За это отвечает предлобный кортекс. Однако сильные эмоции вроде тревоги и гнева могут создавать невральные помехи, что негативно влияет на оперативную память. Именно поэтому мы совершенно не можем мыслить во время подобных аффектов.

Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта

Это самая большая и важная часть книги, в которой Гоулман предлагает наибольшее количество своих идей и ценных наблюдений, поэтому на ней мы остановимся подробнее.

Невозможно безошибочно предсказать успех в жизни студента с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Разумеется, некоторая связь существует, однако она ничего не гарантирует.

Не менее важны и другие характеристики, по большей части, именно эмоциональный интеллект. Он состоит из множества навыков, к примеру:

  • Уметь сдерживать порывы, несмотря на провалы и неудачи.
  • Иметь способность выработать для себя мотивацию «на ровном месте».
  • Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
  • Настойчиво стремиться к достижению цели.
  • Не давать страданию лишить себя возможности думать.
  • Контролировать свое настроение.
  • Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
  • Надеяться и верить в себя.

Чего может достичь человек с высоким IQ, который при этом сорит деньгами налево и направо, легко поддается негативным эмоциям, вступает в конфликты и хамит начальству? Коэффициент умственного развития почти не дает объяснения, почему у людей с примерно равными задатками, образованием и возможностями совершенно разные судьбы. На первых порах многие из них вырываются вперед, но затем почему-то идут вниз. Они несчастны, склонны к депрессии и не умеют уживаться с людьми (в том числе в супружеской жизни).

Бывает такое, что люди с коэффициентом интеллекта 160 работают на тех, у кого он 100. Почему так происходит? Скорее всего, по той причине, что академический ум в одиночку не способен подготовить человека к хаосу окружающего мира. Ему нужно прежде всего выработать характер (составная часть эмоционального интеллекта), терпение и научиться справляться с разными состояниями.

Гоулман приводит характеристики Говарда Гарднера, которые считает ключевыми для развития эмоционального (межличностного) интеллекта:

  • Управление эмоциями . Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
  • Знание своих эмоций . Здесь крайне важно – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, за кого выйти замуж или на ком жениться, и заканчивая тем, за какое дело взяться.
  • Распознавание эмоций в других . Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы.
  • Самомотивация . Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние вдохновения – такие люди оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
  • Поддержание взаимоотношений . Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.

Управление эмоциями становится для нас повседневной задачей, потому что очень часто, особенно в свободное время, нам важно управляться со своим настроением. Мы испытываем боль, когда находимся в плохом настроении и при этом понимаем, что это негативно влияет на наши взаимоотношения с окружающими.

Головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Что же можно сделать? Как минимум – оказать влияние на то, как долго она будет действовать.

Когда эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допустимого временного предела, они постепенно переходят в мучительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, депрессию, неукротимую ярость. Вот почему важно научиться контролировать свое состояние, пока оно не стало окончательно привычным.

Одно из самых неприятных, длительных и болезненных чувств – это беспокойство. Почему оно возникает? Мощными спусковыми механизмами являются мучительные образы в нашей голове.

Хроническое беспокойство принимает вид шаблонных закоснелых идей, а не творческих озарений, которые действительно подвигают к разрешению проблемы. Однако даже от него можно избавиться, если начать работать над собой. Самое главное, что вы должны сделать – развить самосознание, то есть уловить вызывающие беспокойство эпизоды как можно раньше. В идеале – тогда, когда мимолетный образ катастрофы только запускает цикл тревожности и беспокойства. Также нужно выявить, в каких ситуациях и местах вас посещают эти мысли и избегать/пресекать/стараться справляться с ними. И наконец, применять методы релаксации. Напряжение и тревожность – это привычки, с которыми можно справиться при помощи другой привычки – расслабляться.

Часть третья. Эмоциональный разум в действии

Эта часть посвящена, в основном, отношениям в браке. Гоулман настаивает, что корни всех проблем стоит искать в детстве.

Мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, поскольку на темы, связанные с эмоциями, за исключением гнева, родители говорят чаще и больше с дочерями, а не сыновьями. Таким образом, девочки получают гораздо больше информации об эмоциях, чем мальчики.

Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества.

Вот и получается, что уже в детстве мальчики понимают, что нужно свести к минимуму проявление эмоций, тогда как девочки преуспевают как в выражении чувств, так и считывании их у других.

Можно предсказать, будет ли брак крепким, по наличию грубой критики. В здоровом браке муж и жена открыто и спокойно выражают недовольство. Но если возникает грубая манера, это значит, что брак уже повис на волоске (хотя некоторые пары понимают это спустя несколько лет или не понимают вообще).

Если в вашем браке кто-то за невинный проступок получает клеймо «невнимательного эгоиста», вам нужно пересмотреть свои взаимоотношения. Также существует так называемый мимический знак презрения: он создается сокращением-особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременным закатыванием глаз. Когда на лице одного из супругов появляется подобная гримаса, у другого при безмолвном обмене эмоциями частота сердечных сокращений с минуту увеличивается на два-три удара. Можно сказать, что между супругами в этот момент происходит скрытый разговор – и он причиняет огромный вред. Последним гвоздем проблемы в браке является молчание.

Часть четвертая. Окна возможности

Сотни проведенных исследований показывают, что то, как родители обращаются с ребенком, серьезно и долго сказывается на его эмоциональной жизни. И лишь недавно стали появляться исследования, которые показали: если у родителей высокий эмоциональный интеллект – это огромное благо для ребенка.

Одни родители терпеливо объясняют своим детям, что так делать нельзя и указывают на ошибки, чтобы они их исправили. Другие теряют терпение и выходят из себя моментально, называя своего ребенка бестолковым, выражают явное презрение.

Наиболее распространенные негативные манеры родительского поведения:

  • Занятие слишком пассивной позиции . Начитавшись книг по психологии, такие родители сделали неправильный вывод: они не вмешиваются, когда их ребенок переживает бурю эмоций. Они считают, что жизнь прекрасна в любом случае, даже если приносит страдания.
  • Полное игнорирование чувств . Любые эмоции ребенка такие родители считают ерундой или дополнительным источником беспокойства для себя, чем-то несущественным. В итоге ребенок подавляет все эмоции и совершенно не умеет давать им ход и справляться с ними.
  • Манера напускать на себя презрительное равнодушие, демонстрируя явное неуважение к чувствам ребенка . Такие родители могут запретить ребенку вообще обнаруживать гнев и наказывают его при малейших признаках раздражения.

Правильной манерой поведения будет следующее: при проявлении сильной эмоции следует подойти к ребенку, разъяснить ему, что это за эмоция и как с ней справиться. Используйте фразы вроде этой: «Ты рассержен из-за того, что Томми задел твое самолюбие?».

Часть пятая. Эмоциональная грамотность

Чтобы объяснить преимущества эмоциональной грамотности, нужно осознать минусы эмоциональной безграмотности:

  • депрессия;
  • психические травмы;
  • хроническое беспокойство;
  • подавленность, неверие в свои силы.

Что такое депрессия? По сути, это всего лишь состояние, в которое человек вводит сам себя. Он очень сильно старается для этого.

  • Применяет мысли: «Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего не получится».
  • Привлекает физиологию: медленно дышит, мало улыбается, сковывает свое тело.
  • Плохо питается: ест жирную пищу, полуфабрикаты.

Пессимистический взгляд на жизнь делает людей (особенно детей) чрезвычайно восприимчивыми к депрессии. Дети, которые вырабатывают пессимистический взгляд на жизнь, приписывая неудачи в своей жизни какому-то ужасному недостатку в самих себе, начинают превращаться в жертвы подавленного настроения, реагируя на неудачи.

Daniel Goleman; США, Стоктон; 06.03.1946 –

Книги Дэниела Гоулмана по психологии известны далеко за пределами США. Их суммарный тираж по всему миру составил более 5 млн. экземпляров. Книги Гоулмана переведены на более чем 40 языков мира, а сам ученный удостоен множества премий и наград. Его считают одним из основателей такого направления психологии как эмоциональный интеллект, которое благодаря книгам профессора Голулман получил широкую известность.

Биография Дэниела Гоулман

Дэниел Гоулман родился в 1946 году в небольшом городке Стоктон, штата Калифорния. Его родители работали профессорами в местном колледже. Отец был преподавателем гуманитарных наук, а мать социологии. Благодаря стипендии, которую он получил как одаренный ребенок, он с отличием окончил Амхерст колледж. Затем, опять-таки благодаря стипендии он получал образование в Гарварде. Здесь он получил звание доктора философии. Еще на стадии подготовки к написанию докторской диссертации, а также некоторое время после этого он провел много времени в Индии. Здесь у него был духовный наставник, опыт общения с которым и лег в основу его первой книги. Она вышла в 1977 году и называлась «Многообразие медитативного опыта». Позднее эта книга была выпущена под названием «Медитативный разум».

В 70-х годах прошлого века Дэниел Гоулман работал лектором в Гарвардском университете. Позднее начал работать в журнале «Психология сегодня», а начиная с 1984 года стал одним из экспертов по психологии в журнале «Нью-Йорк Таймс». Особую известность Дэниел Гоулман приобрел в 1995 году. Как раз в это время вышла его книга «Эмоциональный интеллект». Более полутора лет она занимала верхние строчки рейтинга бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». Уже через два года выходит следующая книга Дэниела Гоулмана «Исцеление эмоций», через год еще одна, а через три года еще одна. На данный момент в активе писателя уже 15 книг, многие из которых стали бестселлерами. Кроме литературной деятельности писатель, как и , активно занимается практической психологией. Он является членом совета директоров института «Ум и жизнь», исследует эмоциональный интеллект на базе Рутгерского университета и занимается просветительской деятельностью. Последняя книга Дэниела Гоулмана «Сила добра. Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше» вышла в 2015 году.

Книги Дэниела Гоулмана на сайте Топ книг

Книги Дэниела Гоулмана читать становится популярным и в нашей стране. Так книга «Эмоциональный интеллект» заняла высокие места в нашем . При этом интерес к ней только нарастает и поэтому уже в следующих рейтингах нашего сайта мы вполне можем увидеть ее среди .

Дэниел Гоулман список книг

Деструктивные эмоции
Исцеление эмоций. Беседы с Далай-ламой на тему осознанности, эмоций и здоровья
Многообразие медитативного опыта
Мозг и эмоциональный интеллект
Простые истины. Психология самообмана

Сила добра: Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше
Социальный интеллект. Новые науки социальных отношений
Тройной фокус. Новый подход к образованию
Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе
Экологическая аналитика. Как знание того что мы покупаем может изменить все

Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект в бизнесе

Имя Дэниела Гоулмана обычно связывают с критикой традиционного взгляда на IQ (коэффициент интеллекта). Он обобщил исследования о работе мозга и использовал их для продвижения и популяризации понятия эмоционального интеллекта (ЭИ).

В работе «Эмоциональный интеллект на работе» (1998) Дэниел Гоулман определял эмоциональный интеллект как способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми.

Дэниел Гоулман родился в 1946 году. Окончил Гарвард и там же получил докторскую степень по психологии. Его бестселлер «Эмоциональный интеллект» (ACT, 2008) вышел в 1995 году, а вслед за ним, в 1998-м, последовал труд «Эмоциональный интеллект на работе». Гоулман также долгое время писал статьи по психологии для New York Times.

В настоящее время является президентом компании Emotional Intelligence Services в Садбери, Массачусетс, которая в союзе с Hay Group предлагает курсы по развитию и оценке эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман - сопредседатель Общества по исследованию эмоционального интеллекта при университете Рутгерса. Интерес Гоулмана к ЭИ стал следствием понимания, что высокий IQ - не обязательное условие успеха в жизни.

Дэниел Гоулман указывает на взаимосвязь деловой хватки и ЭИ. Во второй работе он выделил 25 компетенций ЭИ, или черт внешнего поведения и проанализировал, как ЭИ влияет на успех и неудачу.

Основные идеи Дэниела Гоулмана

Эмоциональный интеллект и головной мозг. В «Эмоциональном интеллекте» Гоулман рассказывает о значении эволюции мозга для наших чувств и поведенческих реакций. Он описывает, как в ходе эволюции, длящейся миллионы лет, в человеческом мозге развились три основные зоны.

  • Мозговой ствол - расположен в основании головного мозга и является продолжением спинного мозга. Регулирует физиологические функции и инстинктивные реакции. Самая примитивная часть мозга.
  • Гиппокамп - развился позже мозгового ствола и находится немного выше. Содержит миндалевидное тело, которое в 1980-х годах описал Джозеф Леду. Оно отвечает за эмоциональные реакции на визуальную и прочую информацию. При некоторых обстоятельствах миндалевидное тело способно буквально «захватывать» мозг, беря верх над реакциями человека, прежде чем тот успеет что-то подумать, и заставляет немедленно реагировать. Млекопитающие или люди, которым удалили миндалевидное тело, не испытывают никаких чувств. Оно катализирует импульсивные действия, которые могут пересилить рациональное мышление и способность рассуждать здраво.
  • Новая кора (неокортекс) - большая, хорошо развитая верхняя область головного мозга, которая охватывает центры мышления, памяти и речи.

В ходе эволюции эмоции и мыслительные способности - две основные функции мозга, отвечающие за поведение, - оказались в разных зонах. Кроме того, эмоциональные центры получают информацию раньше, чем мыслительные, и спровоцируют очень быструю и в некоторых ситуациях сильную реакцию. Тогда результаты для человека могут быть катастрофическими.

Пока мы не отдаем себе отчета в ситуации и не контролируем свои чувства, можем допустить неподходящие эмоциональные реакции, которые блокируют рассмотрение других возможностей. Но эмоции имеют и собственную «мудрость», которой мы должны на­учиться пользоваться; особенно это касается интуиции.

Если люди сталкиваются с раздражителями, вызывающими, например, сильный страх, гнев или отчаяние, первый импульс исходит из миндалевидного тела. Пока не подключился интеллект, мозг переходит в режим выживания, стимулируя инстинктивные реакции, которые могут оказаться правильными или же совершенно ошибочными.

Сегодня у нас практически нет необходимости бороться за выживание или избегать опасностей, с какими сталкивался первобытный человек. Но некоторые инстинктивные реакции бывают полезными в определенных обстоятельствах; поэтому мы должны понимать, что примитивная реакция в эмоциональном центре предшествует рациональной оценке и реакции. Эмоциональный интеллект предполагает, что мы его понимаем и умеем использовать, а также контролируем свои реакции.

Структура ЭИ. Чтобы описать функционирование ЭИ, ученый предложил систему из пяти элементов: самоанализ, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Каждый из этих элементов имеет определенные особенности.

  • Самоанализ - понимание того, как ваши эмоции влияют на поведение; ориентация на собственные ценности при принятии решений; оценка собственных сил и слабостей и способность учиться на своем опыте (самооценка); уверенность в себе и в своих способностях, ценностях и целях.
  • Саморегуляция - управление настроением; контроль стресса, позитивность и целеустремленность; спокойствие и способность здраво рассуждать под давлением; владение эмоциями; надежность и самообладание.
  • Мотивация - способность получать удовольствие от решения проблем; стремление к достижениям; ответственность; инициативность; оптимизм; личные предпочтения при выборе целей.
  • Эмпатия - способность принимать иную точку зрения; открытость и честность; уход от стереотипов в отношении других людей; знание культуры.
  • Социальные навыки - навыки влияния, например, умение убеждать; умение общаться, в том числе с коллегами; умение слушать, сотрудничать, улаживать конфликты; способность вдохновлять и вести за собой; умение инициировать и управлять изменениями; способность понять чувства других людей.

Дэниел Гоулман утверждает, что люди, обладающие данными характеристиками, с большей вероятностью добиваются успеха на руководящих постах. В качестве примера он приводит данные из различных источников, которые подтверждают, что топ-менеджеры с более высоким уровнем ЭИ работают лучше. И описывает несколько забавных ситуаций, иллюстрирующих проявление ЭИ на рабочем месте.

Опросник по эмоциональным компетенциям. Дэниел Гоулман считает, что ЭИ можно развивать. Для его оценки и развития в сотрудничестве с Hay Group он разработал опросник по эмоциональным компетенциям. В нем пять исходных компонентов ЭИ сведены к четырем.

#1 Самоанализ:

  • понимание собственных чувств и их смысла;
  • реалистичный взгляд на свои преимущества и недостатки;
  • уверенность в себе и своих силах.

#2 Самообладание:

  • контроль эмоций;
  • честность и надежность;
  • гибкость и преданность.

#3 Социальные компетенции:

  • эмпатия, способность воспринимать мысли и точку зрения другого;
  • понимание и чувство групповой динамики и межличностных отношений;
  • ориентация на потребности других, особенно если речь идет о клиенте.

#4 Социальные навыки:

  • помощь другим в их саморазвитии;
  • способность влиять на людей;
  • отличные навыки межличностной коммуникации;
  • способность менять стиль управления;
  • навык решения споров и разногласий;
  • способность укреплять и строить взаимоотношения;
  • навыки групповой работы.

Стили лидерства. Совместно с Hay/McBer Дэниел Гоулман также занимался изучением стилей лидерства. Результаты своих изысканий он представил в 2000 году в Harvard Business Review. Опираясь на ответы 3781 руководителя, ученый пришел к выводу, что лидеры получают наилучшие результаты, используя комбинацию из шести стилей управления, каждый из которых имеет характерные черты и обращается к различным компонентам ЭИ.

  • Понуждающие лидеры требуют постоянного послушания. Они мотивированы, инициируют изменения и стремятся к успеху.
  • Авторитетные лидеры вдохновляют людей стремиться к цели. Они инициируют изменения и обладают навыками эмпатии.
  • Сотрудничающие лидеры строят отношения. Обладают отличными навыками эмпатии и коммуникации.
  • Демократичные лидеры активно поощряют группу к участию в принятии решений. Отличные коммуникаторы, слушатели и переговорщики.
  • Задающие темп лидеры устанавливают высокие стандарты. Инициативны, мотивированны, стремящиеся к успеху.
  • Обучающие лидеры расширяют и развивают способности персонала. Хорошие слушатели, эффективные коммуникаторы и мотиваторы.

Исследователи полагают, что шесть представленных стилей лидерства хороши в различных ситуациях и непосредственно влияют на рабочую атмосферу организации, которая, в свою очередь, определяет ее финансовый результат.

Предположение, что успех в значительной мере зависит от навыков коммуникации, не ново; поэтому ДэниелаГоулмана часто критиковали за то, что известные идеи он преподносит под новым соусом. Гоулман и сам не скрывает истоков своих идей и признает, когда обращается к работам своих коллег. В 2001 году Чарльз Вудруфф проанализировал концепцию ЭИ, предложенную Гоулманом, и подытожил:

  • Дэниел Гоулман противоречит себе, когда пишет, что ЭИ присущ всем и дарован природой, и одновременно утверждает, что эту способность можно развивать;
  • измерение ЭИ на основе опросника нельзя назвать достаточным, особенно с точки зрения надежности;
  • проявление ЭИ или компетенции, предложенные Гоулманом, например, уверенность в себе и лидерство, отнюдь не новы и являются давно изученными факторами высоких достижений.

Независимо от того, насколько обоснована критика, Дэниел Гоулман, несомненно, значительно обогатил теорию менеджмента в вопросах ЭИ. Он использовал несколько довольно сложных идей, связанных с человеческим поведением и биологической эволюцией и перевел их в более простой и понятный вид.

В результате многие люди взяли на вооружение его ключевой принцип: мы можем использовать интеллект, чтобы лучше управлять собственными эмоциями и применять эмоциональную интуицию. Согласитесь, весьма полезная теория для жизни и работы.

Уже далеко не секрет, что добиться успехов в работе и жизни возможно не только при специальном складе ума, трудолюбии и профессиональных навыках, но и имея набор конкретных черт характера, внутреннего превосходства и искусства управления другими людьми.

Изменить жизнь в лучшую сторону получится без владения тайными знаниями, достаточно проявить инициативу, веру в лучшее, адаптивность и лидерство. Эти качества помогут человеку проявить себя как личности и выжить в современном обществе. К такому умозаключению пришел американский психолог, журналист и писатель Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе».

Дэниел Гоулман родился в 1946 году, является автором более 10 книг об образовании, психологии и искусстве управления. Получил награды и мировое признание за проведенные исследования в области психологии и достижения в журналистской деятельности. «Эмоциональный интеллект в бизнесе» была выпущена в 1995 году и тут же обрела популярность во многих странах мира. Поводом для написания послужили две статьи, в которых описывалась связь интеллекта человека и эмоций.

Дэниел Гоулман к тому моменту имел опыт журналиста и докторскую степень по психологии, которую получил в Гарварде. Полученные знания помогли ему в написание труда жизни, на не терявшую до сих пор популярности тему о способах достижения успеха в работе. Книга нашла огромное количество читателей и поклонников, особую популярность она приобрела в деловом обществе.

После выхода книги Дэниел Гоулман стал получать отклики от людей на тему личных достижений. Все, кто добился успехов в работе, не имея должного уровня образования, делились с ним впечатлениями. Книга помогла понять причину их побед, в отличие от других не менее одаренных, но не столь удачливых людей.

Книга состоит из 5 частей в основе, которых лежит 25 элементов эмоционального интеллекта, с помощью которых получится добиться успеха в работе.

  • Умение общаться.

Товарищеские взаимоотношения с коллективом, поддержание близких приятельских отношений, проявленное лидерство в принятии решений. Способность находить подход к людям ради дальнейшего сотрудничества и достижения намеченных целей.

  • Эмпатия.

Дар притягательности и умение проявлять искусство управления и влияния на мнение людей. Уметь читать и уважать чувства окружающих, сопереживать им.

  • Мотив.

Саморазвитие для решения поставленных задач в работе, развитие в характере стремления и упорства. Способность отодвигать на второй план случившиеся неудачи и потери.

  • Самоконтроль.

Способность управления эмоциями, способность к самоконтролю, даже после пережитого эмоционального стресса. Добросовестность в работе, уважительное отношение к окружающим и коллегам по работе.

  • Самосознание.

Анализирование пережитых чувств и эмоций, способность использовать их в решении задач и достижении целей. Оценка своих знаний, потенциала, недостатков.

Эмоциональный интеллект помогает понять способность человека усваивать и использовать навыки, состоящие из перечисленных критериев. Он указывает на то, как люди преобразовывают способности на практике в работе и дома. Гоулман выделил также идею создания компаний с эмоционально – интеллектуальным основанием.

Когда-то работу можно было получить в соответствии с полученным образованием и профессиональными навыками. Сейчас этого мало, они считаются только первичными требованиями при устройстве на работу.

Работодатель учитывает личные качества кандидата, которые будут решающими при отборе. Внимание уделяется характеру, эмоциональной зрелости, стремлению к совершенствованию, коммуникабельности потенциального кандидата.

Эмоциональный интеллект необходим для оптимальной работы компании или организации, так считают работодатели, поэтому стараются увеличить его уровень всеми возможными способами. Гоулман считает, что популярность такого интеллекта в ограничении развития компании из-за большого количества конкурентов при создании новых товаров и услуг. Поэтому в мире конкурентных продуктов только эмоциональный интеллект способен поднять компанию.

В книге приведены результаты тестов, проведенных среди 120 организаций. Работники описывали свои профессиональные способности и черты характера, которые, по их мнению, помогли им добиться успеха в работе. Исследование показало, что 65% людей уверенны, что в основе их подъема в карьере лежит проявленное ими лидерство и искусство управления людьми. Уровень интеллекта и профессиональные знания стоят наравне с поведенческими навыками работника, которые учитываются работодателем при повышении работника.

Критерии, которые хотят видеть работодатели в подчиненных:

  • умение слушать и искусство вести диалог;
  • способность приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам;
  • умение не останавливаться на неудачах;
  • быть уверенным, мотивированным человеком;
  • уметь идти к поставленной цели, желание идти на повышение;
  • уметь работать в коллективе, находить язык с людьми;
  • проявлять лидерство, вносить свой вклад в развитие компании.

Гоулман уверен, что эмоциональный интеллект при правильном и уместном использовании поможет вывести человека или компанию на новый уровень, достигнуть небывалых высот. Люди разных должностей должны приносить окружающим пользу и блага, вносить вклад в развитие компании.

Ученые делают работу для людей, мечтают получить популярность за счет своих открытий. Большие корпорации содержат отдельный штат сотрудников для поддержания связи с потребителями или потенциальными клиентами, для помощи в решении вопросов. Эти сотрудники помимо профессиональных знаний умеют слушать людей, направляют, мотивируют и влияют на них для достижения поставленных целей. В этом состоит смысл их работы.

Эмоциональный интеллект - это не просто приятное общение и выражение чувств, а способность выражать их правильно и уместно, переживая за неудачи, поддерживая в успехах, сотрудничая, во всех смыслах этого слова с другими людьми.

Высокий уровень интеллекта и когнитивные навыки всегда будут цениться во многих сферах деятельности человека. Но, несмотря на это установлено, что получение необходимого результата зависит от них лишь на 25%, а остальные 75% уходят на другие факторы. Поэтому лидеры общественного мнения помимо знаний и ума, наделены еще и эмоциональной и социальной компетенцией, что отличает их от других.

Дэниел Гоулман отметил зависимость занимаемой должности от уровня эмоционального интеллекта. Высокие должности, по мнению Гоулмана, со временем теряют необходимость владеть техническими навыками. Большое значение для достижения цели имеют и следующие критерии:

  • Умение мыслить «масштабно».
  • Умение проявлять лидерство в коллективе, искусство влияния на мнение окружающих.
  • Развитая интуиция. Люди, занимающие главные должности в компаниях согласно проведенным исследованиям в вопросах, касающихся работы, руководствуются своей интуицией. Они способны оперировать фактами для доказательства своей правоты и на подсознательном уровне убеждают собеседника принять необходимые им условия.
  • Уверенность в себе и своих действиях. Она поможет убедить окружающих в правильности решения.

В своей книге Гоулман приводит истории руководителей компаний, которые были уволены или понижены в должности. Автор объяснил это недостаточной компетентностью людей, которые достигли максимума и не могут дальше продолжить развитие из-за набора недостатков даже, несмотря на высокий показатель IQ. Проведенные исследования в области подбора персонала показали, что в основе таких неудач лежит упрямство, не терпение изменений и перемен, не желание общаться на равных с коллективом, высокомерие.

Напротив, успешное руководство - это спокойные, адекватные люди, у которых лидерство проявляется во всем, способные выслушать и прислушаться к чужому мнению, спонтанные, доброжелательные, отзывчивые, умеют сохранить «лицо» в неприятной ситуации. Эмоциональный интеллект автор считает фактором приобретенным, а не врожденным. Сами люди отвечают за эмоциональное и социальное развитие, всегда можно улучшить и натренировать способности к проявлению чувств и эмоций.

Для кого написана книга

Читать книгу легко, она полезна для саморазвития, повышения личных знаний и обогащения профессионального общения. Пригодится для психологов, руководителей компаний, бизнесменов. А также понравится студентам, учителям и тем, кто интересуется психологией. Читать книгу полезно тем, кто желает научиться управлять эмоциями, научится самоконтролю, понимать чувства и эмоции других людей, научится находить общий язык с окружающими.

Несмотря на то что в книге содержится много терминов, читать ее не тяжело. Приведенные примеры из жизни автора и поучительные истории из корпоративной жизни читать интересно и занимательно. Для тех, кто не любит читать или нет времени для этого есть аудиокнига «Эмоциональный интеллект».

Аудиокнига имеет такое же содержание, как и бумажная. Ее можно слушать во время поездок, или занимаясь повседневными делами. Книга поможет изменить ваше представление о работе и о своих возможностях, научит корпоративной культуре и правильному поведению в коллективе.