Упражнения с бегом в старшей группе. Значение бега в физическом и психическом развитии ребёнка. Примерные упражнения в беге

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка - игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол. Бег составляет основу комплекса ГТО. В последние годы широкое распространение среди всех слоев населения получил оздоровительный бег.
Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных усилий при совершенной координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и ритмичность, характерные при беге в зале или на специальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.
Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия; в горку - мелким шагом, с горы - широким, в играх с ловлей и увертыванием - бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками?
В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко поднимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.
Бег как новый вид двигательных действий появляется у детей на втором году жизни после того, как они научатся уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами. Туловище при этом сильно наклоняется вперед, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребенок как бы падает. В начале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность - полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные, а нога ставится на поверхность тяжело, сразу всей стопой - «шлепает». Движения рук не всегда согласуются с движениями ног.
За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.
Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Методика обучения бегу.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки.
При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками».
Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.
В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид-бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

Виды бега.

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60-100 м), бег на средние дистанции (400-1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег. Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в оздоровительных целях.
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше сонтролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.
Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10-15 с в младших группах до 35-40 с в старших (повторяется 2-4 раза с перерывами). Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.
Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.
Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.
Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.
Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры - линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.
Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика - 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками - отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.
Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега - научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.
Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.
Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).
При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.
При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.


Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками Учить детей бегать в определенном направлении

Обращать внимание на осанку детей во время бега.

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с.

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают.

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений.

Учить бегу целесообразно небольшими группами.

Бег сочетать с отдыхом.

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками Учить детей бегать в определенном направлении

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега.

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.

Увеличивается беговая дистанция.

Дети соревнуются в беге на скорость (20 – 30 м).

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично , с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий . Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия; в горку - мелким шагом, с горы - широким, в играх с ловлей и увертыванием - бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко поднимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у детей на 2-м году жизни после того, как они научатся уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами . Туловище при этом сильно наклоняется вперед, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребенок как бы падает.

В начале 3-го года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность - полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные , а нога ставится на поверхность тяжело, сразу всей стопой – «шлепает» . Движения рук не всегда согласуются с движениями ног .

К 4 годам под влиянием упражнений у ребенка улучшается координация движений рук и ног в беге , совершенствуются полетность, ритмичность . Однако длина шага еще недостаточна, поэтому ему дают упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применяют бег с увертыванием и ловлей.

В 5 лет ребенок овладевает техникой бега , хотя в деталях ему не удается достичь достаточной четкости . Обучая бегу, педагог обращает внимание на совершенствование деталей, легкости и скорости бега.

В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок . Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.

Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . В начале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания – добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

В дальнейшем при обучении бегу детей более старшего возраста педагог уже, меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия. Желательно использовать пример хорошо бегающего ребенка, умеющего ловко и достаточно быстро выполнить задание. В этой группе надо стремиться к тому, чтобы по возможности каждый ребёнок мог быть ведущим в колонне , и не поручать это одним и тем же детям.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Показателями правильного бега являются: определенное положение головы, корпуса (беговая осанка), рук, бедра, голени, стопы.

Правильный бег, так же как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с пятки на носок .

Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, приблизительно на 2 м.

Важное требование - соблюдение беговой осанки . При этом корпус расположен прямо с небольшим общим наклоном вперед, т.е. голова, туловище, таз, толчковая нога находятся как бы на одной линии. Плечи опущены, расслаблены.

Положение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в локтях под углом 90°. Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед - до уровня груди, назад - до упора. При движении вперед угол в локтевом суставе несколько уменьшается, а при движении назад - немного увеличивается.

Важным показателем правильного бега является положение бедра . В беге оно выносится вперед- вверх и выше, чем при ходьбе. Высота выноса бедра зависит от темпа бега: чем выше темп бега, тем активнее подъем бедра вверх. Наряду с этим еще одним показателем является разведение и сведение бедер . Постепенно, с возрастом, угол разведения бедер увеличивается, шаг становится шире, постановка стопы активнее. Все это способствует повышению темпа бега, его экономичности.

Положение голени в беге тоже влияет на его эффективность . После отталкивания голень складывается более значительно, чем в ходьбе. Движение голени в беге характеризуется и большей амплитудой. Максимальное сложение голени происходит в момент вертикали. После этого сложенная голень выходит вперед и вверх вместе с бедром. По мере снижения бедра голень раскрывается (происходит выпрямление в коленном суставе) и подготавливается к загребающему движению под себя.

Наименьший полетный интервал составляет всего 0,06-0,08 с при относительно большой частоте шагов 4-4,5 шага/с у детей 3-4 лет.

В первой младшей группе дети должны бегать непрерывно в течение 30-40 с.

Во второй младшей группе время увеличивается до 50-60 с и уже вводится бег на скорость (10 с).

В средней группе дети уже бегают в медленном темпе непрерывно в течение 1-1,5 мин , 40-60 с - со средней скоростью 20 м за 5,5-6 с.

В старшей группе непрерывный бег доводится до 1,5-2 мин в медленном темпе , бег в среднем темпе - до 80-120 с , 2-3 раза в чередовании с ходьбой . Уменьшается время пробегания 20 м на скорость . К концу учебного года дети должны пробегать этот отрезок за 5,5-6 с. Вводится новая дистанция 30 м . К концу года дети должны ее пробегать за 7,5-8,5 с.

В подготовительной группе непрерывный бег доводится до 2-3 мин в медленном темпе . Бег в среднем темпе 80-120 с , 2-4 раза в чередовании с ходьбой . К концу года дети должны пробегать 30 м за 6,5-7,5 с.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ - э то длительный бег в медленном темпе .

Этот бег полезен для воспитания выносливости. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с., для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин.

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

Вначале производится разминка для того, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Заканчивается разминка бегом на месте (чтобы дети не « сорвались» с места, а побежали в нужном темпе).

Дети продвигаются вперед « стайкой». Не следует выстраивать их друг за другом, т.к. индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой. Они начинают подталкивать друг друга, наступать на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дает.

Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми. Она следит за каждым ребенком в отдельности, в случае необходимости, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть. Воспитатель во время бега находиться то сбоку от детей, то впереди, то сзади, подбадривая детей. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно. Заканчивается бег еще большим замедлением и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, затем на расслабление и дети некоторое время отдыхают.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

1.Бег должен доставлять детям удовольствие;

2.Бегать вместе с детьми, но в темпе, предусмотренном для детей;

3.Бегать каждый день;

4.Чем длиннее дистанция бега, тем короче разминка;

5.После бега необходимо расслабиться.

Важно помнить, что исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагается пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бегать вовсе, а просто погулять. Учитывается и настроение ребенка. Всякое принуждение запрещается категорически

10. Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии. (Классификация; ошибки при ходьбе у малышей и способы их исправления; количественные и качественные показатели правильного выполнения движений).

ХОДЬБА циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений . При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл .

В результате повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц . Это обеспечивает их продолжительную работоспособность на высоком уровне.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокращения и расслабления работы мышц ходьба при определенной дозировке не утомляет ребенка, так как когда опорная нога выдерживает тяжесть всего тела - другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение и имеет меньшую нагрузку.

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением . В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

В Программу обучения и воспитания в детском саду входят следующие виды ходьбы :

Обычная ходьба,

Ходьба на носках, на пятках,

Ходьба с высоким подниманием колена,

Ходьба широким шагом,

Ходьба приставными шагами (прямо и боком),

Ходьба перекатом с пятки на носок,

Ходьба в полуприседе и приседе,

Ходьба выпадами,

Ходьба скрестным шагом,

Гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

Постоянное, ежедневное упражнение человека в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении . К началу дошкольного возраста дети уже довольно свободно владеют ходьбой .

Бег, как и ходьба - циклическое движение, но отличается от нее не только темпом, но главным образом наличием фазы "полета". Бег требует более совершенного ритма, устойчивого равновесия и согласованности действий.

Дети осваивают разные виды бега, что обусловливается педагогическими и бытовыми обстоятельствами. Подвижные игры и игровые упражнения - наиболее эффективная школа бега. Увлеченные игровым заданием или имитацией, дети естественно меняют способ действия: бегут прямо или убегают от ловишки, увертываясь; движутся медленно, размахивая руками, "как бабочки", или быстро, "как жуки", "самолеты", "ракеты"; врассыпную или в указанном направлении.

Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональном и психологическом плане результата. Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

Для улучшения техники бега, координационных способностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на носок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согнуты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда движения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад - в стороны.

Конкретные педагогические задачи вызывают естественную корректировку характерных признаков обычного бега. Например, на пересеченной местности в зависимости от рельефа приходится сильнее наклоняться вперед, скажем, при подъеме на пригорок. При этом ширина шага уменьшается, пятки поднимаются выше, руки работают энергичнее. При спуске с пригорка туловище слегка отклоняется назад, ноги ставятся с пятки, сокращается амплитуда движения рук, они сильнее прижимаются к туловищу.

Обычный бег по пересеченной местности ценен тем, что все эти трансформации происходят рефлекторно и формируют у детей определенное мышечное чувство положения тела, которое помогает осваивать более сложные в техническом плане виды бега.

Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до...» помогут детям приобрести необходимые навыки.

Для бега в быстром темпе характерны стремительность и энергичные движения руками. Такой двигательный эффект обусловливают игровые задания соревновательного типа.

При челночном беге стремительное движение в прямом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых усилий. Игровые задания типа "Кто быстрее перенесет игрушки" с интересным подбором предметов не только снимают напряжение, но и делают двигательные действия зрелищными, вызывая желание у зрителей повторить их.



Известно, что в игровых заданиях такого типа предметы переносятся на противоположную сторону игровой площадки по одному. Подбор предметов может быть случайным, когда за основу берется их количество (4 - 6), а может быть логичным. В таком случае задание психологически усложняется, но зато значительно возрастает интерес к нему и у исполнителей и у зрителей: кто быстрее построит пирамидку из надувных полиэтиленовых кругов; кто быстрее выложит на фланелеграфе (в помещении) или на снежном барьере снежную бабу (детали лепятся заранее); кто быстрее и лучше украсит снежную бабу (предметы даются на выбор, но оговаривается их число); кто быстрее "заселит? теремок - переносятся игрушки на полочку, на стол или картинки на фланелеграф в логическом порядке; аналогично, кто быстрее «вытянет» репку... Народные сказки - неисчерпаемый источник образных заданий для челночного бега. Они особенно привлекательны в физкультурных досугах и праздниках.

В работе с дошкольниками используются и другие в бега: медленный бег, бег с высоким подниманием кона, бег с захлестыванием ноги назад (доставая пятками ягодицы), бег скрестным шагом и др.

Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки.
При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками».
Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.
В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид-бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

(Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.)

Возраст Особенности выполнения движения детьми Педагогические требования при обучении движению
Младший дошкольный возраст Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег Обращать внимание на осанку детей во время бега. Длительность бега в младших группах составляет 30-40 сек. Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают. Обращать внимание на легкость бега, координацию движений. Учить бегу целесообразно небольшими группами. Бег сочетать с отдыхом. Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении
Средний дошкольный возраст Трудности в беге группой. Некоторые дети по-прежнему наступают на всю ступню. Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. По мере освоения бега повышают требования к технике.
Старший дошкольный возраст Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2-3 мин. Увеличивается беговая дистанция.

Техника выполнения основных видов бега в дошкольном возрасте

Виды бега Техника выполнения
Обычный бег Бег свободный, легкий, с естественными движениями рук. руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед – вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад -в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты.
Бег на носках Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.
Бег с высоким

поднимание колен

Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.
Бег широким шагом Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведение назад

согнутой в колене ноги

Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу)
Бег скрестным шагом Выполняется захлестом почти прямых ног: правой – влево, левой – вправо
Бег прыжками Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед — вверх
Бег в быстром темпе Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед – вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег Выдерживать небольшой темп, не ускорять и замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.

Кажется, ничего сложного в ходьбе и беге нет, каждый человек может выполнять эти движения без особых уроков и указаний. Однако все не так просто. Еще с детского сада ребенок должен приучаться к простейшей технике физической культуры. Для развития навыков ходьбы и бега, в садике детей приучают к различным типам этих видов физической активности. Роль каждого из разновидностей выполнения упражнений незаменима и важна.

Виды ходьбы

Существует множество вариантов техники выполнения ходьбы. Необходимо выделить следующие основные варианты:

  • Простой вид ходьбы в нормальном темпе;
  • Ходьба с упором на носочки;
  • с упором на пятки;
  • с высоким подниманием коленей вверх;
  • с широким разведением ног;
  • с плавным переходом упора с пяток на носочки;
  • с соединением стоп на каждом шагу;
  • вполуприседя положении;
  • со скрещиванием ног;
  • с закрытыми глазами;
  • спиной вперед.

Каждый отдельный вид ходьбы учит не только концентрации внимания и усилий на выполнении действий, но и формирует навык красивых и плавных движений вне занятий.
Регулярные занятия с детьми дошкольного возраста делают их движения ног и рук более связанными, уверенными и четкими. Во время обучения видам ходьбы выполняются особые указания, способствующие концентрации внимания на шаги и технику движений.

Виды бега

Дети любят бегать по двору и дому. Однако научить их различным видам этого типа физического занятия не так уж легко. Только благодаря обучению многочисленным, разнообразным трюкам выполнения разновидностей беговой техники можно добиться положительного результата. Ведь при помощи бега можно сформировать умение правильно энергично двигаться, держать осанку и ставить стопы правильным образом.
Для формирования навыков техники бега используют следующие разновидности этого типа физического упражнения:

  • простой бег со спокойной скоростью;
  • быстрый бег;
  • с разнообразными препятствиями на пути;
  • с прыжками;
  • с постоянным изменением скорости движения;
  • медленный бег;
  • с подниманием бедер максимально высоко вверх;с наступлением на специально нарисованные фигурки.В дошкольном возрасте важно развить у детей умение быстро реагировать на сигналы. При помощи бега с неожиданными, внезапными сигналами об остановке, возобновлении движений, о поворотах на ту или иную сторону, можно развить внимание, и умение сконцентрироваться.

А правильного и здорового образа жизни детей, зависит их будущее!!!