Житие преподобного антония сийского. Преподобный Антоний Сийский, иеромонах! Преподобный антоний сийский день памяти

(1477 )

Житие

Склонный к уединению, Антоний вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провёл 7 лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого Антоний уже с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере по течению реки Сии . В этом месте в 1520 году им была построена часовня , а затем образовалась Сийская обитель. Антоний стал её первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь, ища уединения. Скончался в 1556 году , на 79-м году жизни.

Причисление Антония к лику святых было осуществлено с участием игумена монастыря Питирима и ученика Антония, монаха Филофея , которые хлопотали об этом в Москве в 1579 году. Филофею принадлежит и первый вариант жития Антония, на основании которого были написаны жития монахом Ионой и царевичем Иваном Ивановичем , которого об этом лично просил монах Филофей.

Тропарь Антонию Сийскому, глас 1-й (ц-с)

Желанием духовным распалився / и мятежи мирския отринув, / ко единому же Богу любовию прилепился еси / и, Того вседушне взыскуя, / во внутреннюю пус­тыню отошёл еси, при водах вселився, / идеже во слезах и трудех пребывая мно­голетное время, / в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси / в наставлении Божественнаго разума, / и множе­ство монахов собрал еси, мудре, / ихже посещая, и не остави, Антоние препо­добне, отче наш, / Пресвятей Троице моляся / от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Напишите отзыв о статье "Антоний Сийский"

Литература

  • С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко, Н. В. Рамазанова, О. А. Полякова // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 677-680. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2

Ссылки

  • (на сайте Православие.Ru)
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Антоний Сийский

– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.

О жизни преподобного Антония Сийского , основателя Сийского монастыря, известно из его жития, существующего в нескольких редакциях. Известно, впрочем, немногое.

Происхождения прп. Антоний был самого простого и благородного - крестьянского. Он появился на свет в 1478 году в деревне Кехте, стоящей по сей день на берегу одноименного притока Северной Двины, первенцем в благочестивой, как заботливо указывает его житие, семье Никифора и Агафьи.

Семи лет Андрея (так звали преподобного в миру) отдали в «книжное научение», а затем он «научен бысть иконному художеству». О характере же отрока житие не сообщает нам ничего, кроме обычных для агиографического жанра подробностей (эти общие места называют топосами) -«измлада тих, кроток, незлобив, смирен, благонравен зело... Бяше тщание его к церкве Божии, упражняяся на Божие славословие, Божественных книг чтению внимаше».

Но, разумеется, присутствие такой характеристики прп. Антония в его житии обусловлено не одними лишь законами жанра. Бывают дети, избранные от колыбели к иному пути, чем большинство их сверстников. Таланты различны - есть музыкальный слух, способность к математике или стихосложению. А есть дар духовной жизни, молитвенного делания. Не нам, простецам, судить об этом или пытаться сколь-нибудь полно описать, в чем, собственно, заключается этот дар. Но он всегда просвечивает в его носителе и опознается окружающими. Опознали в сыне инакость в сравнении с прочими своими детьми и Никифор с Агафьей. И только его, Андрея, они отставили от сохи. Житие говорит: «Земледельству же [преподобный] не внимаше, но паче прилежаше рукоделию».

Когда Андрею минуло двадцать пять лет, он переселился в Новгород, откуда был родом его отец, к тому времени, как и мать, умерший. Молодой человек поступил на службу к некоему боярину, дальнему своему родственнику. Прошло несколько лет. Он стал своим человеком в этом доме и женился на дочери своего благодетеля. Но через год после свадьбы молодая жена Андрея умерла, а вслед за нею умер и его свекр. Горе было велико, но оно же освободило будущего основателя Сийского монастыря от социальных обязательств. Судьба его решилась.

Андрей вернулся в Кехту, роздал причитавшееся ему после кончины родителей имущество, ушел странствовать и спустя некоторое время оказался в Каргополье. Направление это он, по-видимому, выбрал не случайно - в сорока верстах от Каргополя существовал основанный прп. Александром Ошевенским монастырь, ученики которого, в свою очередь, шли в еще более глухие дебри. Осеняя их крестом, орошая слезами молитвы и потом трудов, они расчищали Богу все новые и новые делянки, вручали их Ему умытыми и возделанными. А лес был непрогляден, в нем ухало, скрежетало и выло. И добро бы то был только волчий вой.

Среди такого-то леса, на берегу реки Кены, остановился однажды странник Андрей. Темнело. Он решил здесь заночевать и заснул, творя молитву. Во сне ему явился старец с крестом в руках и указал ему цель пути - Преображенский Кенский монастырь (Андрей, сам не зная того, остановился в пяти верстах от него). «Возьми, - сказал старец, -крест свой, гряди вослед мене, иди подвизайся».

Утро застало путника припадающим к стопам преподобного Пахомия Кенского - основателя Преображенской обители.

Был 1508 год, когда Андрей пришел в Преображенский Кенский монастырь. И вскоре Андрея не стало, а стал инок Антоний. Настоятель руководил его первыми шагами на монашеском пути, братия любили за кроткий нрав и усердие. Сам Антоний всю душу и силы влагал в монашеские труды (а сил было много - житие называет преподобного «могучим»). Когда в обители не стало иеромонаха, выбор насельников остановился именно о нем. Он со смирением покорился, ушел в Новгород, чтобы принять сан, и вернулся уже священноиноком.

Казалось бы, чего больше? Где еще искать спасительного подвига? И - зачем? Но, побуждаемый общемонашеским вирусом той поры, преподобный Антоний идет к настоятелю и просит отпустить его из монастыря - дальше, еще дальше, в пустыню еще более пустынную. И преподобный Пахомий отпускает его, а вместе с ним еще двух «единонравных» Антонию иноков. Это год 1513-й.

Вышед из Кенского монастыря, братья несколько лет подвизались на берегу реки Шелексы (по другим сведениям - Емцы, что, впрочем, большой географической путаницы не создает: Шелекса в Емцу впадает). Здесь они выстроили церковь во имя свт. Николая, расчистили землю под посевы. Но, увидев недружелюбную настроенность к ним местных крестьян, боявшихся, что монастырь, дай только ему укрепиться и разрастись, захватит их землю, сочли за благо удалиться в иные пределы.

В 1520 году монахи пришли на полуостров, далеко вдающийся в Большое Михайловское озеро. Красивое и уединенное место идеально подходило для отшельничества.

Покоя, однако, иноки еще долго не видели. Особенно тяжелы были первые четыре года их жизни на новом месте. В один из годов монахи так голодали, что даже хотели разойтись. Преподобный Антоний Сийский умолил их не делать этого, а сам, по слову псалмопевца, «возверзил печаль свою на Господа». И, по слову же псалмопевца, Господь «препитал» голодающую обитель: в скором времени на пустынный полуостров забрел неизвестный путник, оставивший чернецам не только муки и масла, но и денег на устроение .

Посвящения храмов, выстроенных при прп. Антонии. Они - Троицкий и Сергиевский - выдают духовную родословную преподобного. Очевидно, что свое монашеское происхождение он возводил к прп. Сергию Радонежскому. Что и не странно: его учителем был прп. Пахомий Кенский, принявший постриг от прп. Александра Ошевенского, а тот, в свою очередь, был пострижеником , основанного младшим другом и собеседником преподобного Сергия. Таким образом, преподобный Антоний приходился, если переносить терминологию семейственных связей на духовное родство, игумену всея Руси внучатым племянником. И, несомненно, черпал силы и в примере его жизни, и в его молитвенной поддержке.

Георгий Федотов в «Святых Древней Руси» писал о Радонежском чудотворце: «Преподобный Сергий... представляется нам гармоническим выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте. Но в следующий век пути разойдутся: ученики преподобного Сергия направятся в разные стороны». Действительно, равных прп. Сергию не то что по «уровню святости», но именно по ее полноте, не сыскать - иначе у нас был бы другой игумен земли Русской. Но его ученики, в том числе внучатые, как прп. Антоний, становились игуменами тех частей христианской Руси, которые Господь, по молитвам игумена общерусского, доверял им в управление. И, несомненно, преподобный Антоний Сийский - игумен Архангельского Севера.

В жизни его, как и в жизни иных учеников и сотаинников прп. Сергия, есть немало черт, сближающих ее с житием основателя Троицкой Лавры. Так, обладая, как сказали бы сейчас, немалыми управленческими дарованиями и харизмой, прп. Антоний совершенно не стремился к занятию начальствующих должностей. Кажется, он даже не имел нужды пропалывать в своей душе ростки любоначалия - за их неимением. Управляя монастырем, он работал Господеви, то есть делал свое дело со всем возможным тщанием, в неустанном попечении о доверившихся ему братьях. Но настоящим, жгучим его желанием было постоянное собеседование с Богом, не замутняемое ежедневными настоятельскими попечениями. Пытался было удалиться основатель Сийского монастыря «на безмолвие», но братия вновь выдернула его из пустыни, и почти до самой смерти он опекал ее, лишь перед самым концом земного пути удалившись от дел.

Болезни сточили крепкий Антониев состав только на исходе восьмого десятка лет - несмотря на всю суровость, с какой он понуждал свое тело бдеть и работать. Перед кончиной он велел составить полную опись монастырского имущества, «сдаваемого» им новому игумену (им он назначил быть одному из своих учеников, иноку Геласию). И, по усердной просьбе предчувствовавшей скорое сиротство братии, продиктовал духовное завещание. О способе же своего погребения он дал следующие указания: «Влеките в дебрь и там затопчите в болоте грешное тело мое». Напоминает желание прп. Нила Сорского, в сокрушении о своих грехах просившего учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят е зверие и птица».

Не диво, что наибольшими грешниками считают себя самые совершенные. Как не диво и то, что в обоих случаях духовные дети ослушались своих отцов. Преподобного Антония, отошедшего ко Господу 7 (20 по новому стилю) декабря 1556 года, иноки погребли у алтаря выстроенного им Троицкого храма, но не оставили обычая приходить к нему, как прежде, со своими недоумениями и бедами. И выяснилось вскоре, что сиротство их иллюзорно. Преподобный остался «начальником святому месту сему». И остается.

в Соборе Новгородских святых - 3-я Неделя по Пятидесятнице

Преподобный Антоний, основатель Свято-Троицкого Сийского монастыря, родился недалеко от Архангельска, в селе Кехта, в крестьянской семье. В 1999 году в селе в память об этом был установлен крест.

Отца преподобного Антония звали Никифором. Он был выходцем из Новгорода. Никифор и его жена Агафья не имели детей. После долгих молитв ко Господу Бог даровал им сына, которого они во святом крещении назвали Андреем. Впоследствии у Никифора и Агафьи были и другие дети, сыновья и дочери, но «первенец превосходил их всех благообразием, отчего и любим был родителями своими больше других детей». Уже в раннем детстве будущий подвижник отличался от сверстников «тихим, кротким и незлобивым» нравом, а также любовью и уважением, которые он оказывал своим родителям.

В семилетнем возрасте Андрей выучился грамоте и иконописи. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, отец и мать его скончались, поручив детей попечению Господа и Пресвятой Богородицы.

Осиротевший Андрей ушел в Новгород, где в течение пяти лет служил у одного боярина. «Угодно было Господу, чтобы прежде пожил избранник Его в миру, как по ступеням восходя к иноческой жизни». Андрей отличался благочестием, часто посещал храм Божий, обильно подавал милостыню неимущим. Он был скромным, приветливым и вежливым в обращении, за что пользовался уважением и любовью своего хозяина и его домочадцев.

Несмотря на то, что Андрей был простым крестьянином, боярин, у которого он служил, настолько полюбил его за трудолюбие и благочестие, что выдал за него замуж свою дочь. Однако, даже породнившись со знатным и богатым родом, юный Андрей остался таким же скромным подвижником в миру, каким был и раньше. Архимандрит Никодим упоминает об одной из старинных редакций его жития, в которой говорится, что он и его жена проводили жизнь в девстве и целомудрии. Спустя год жена Андрея умерла, а вскоре скончался и ее отец. Эта цепь утрат окончательно обратила к Богу мысли Андрея. «Стал размышлять он о суетности, мятежности и непостоянстве мирской жизни и увидел, что как тень и сон проходит она, возненавидел мнимое веселье ее и возгорелся духом, желая бежать от мира к Богу». Андрей вернулся на родину, раздал бедным свою долю родительского наследства и отправился в Каргопольские земли, на реку Кену, где близ озера с тем же названием находилась Спасо-Преображенская пустынь. Игуменом ее был преподобный Пахомий Кенский. В то время Андрею было около тридцати лет.

По пути на Кенозеро будущему подвижнику было видение, в котором Господь открыл ему, что ожидает его в будущем. Когда он остановился на ночлег в лесу поблизости от монастыря, ему явился некий седой световидный старец, держащий в руках крест. «Возьми крест свой и вслед меня гряди; подвизайся и не бойся козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных… и явишься наставником множества иноков», - сказал он изумленному Андрею, осенил его крестом и произнес: «Этим побеждай лукавых духов». После этого неизвестный старец исчез. Его предсказание впоследствии действительно сбылось - крестьянин из Кехты стал опытным монахом и наставником множества иноков основанного им монастыря. Пришлось ему и бороться с кознями диавола, и побеждать их силой «всерадостного знамения нашего искупления - Креста Христова.

Преподобный Пахомий принял Андрея в свою обитель и вскоре постриг его с именем Антония и сам стал наставником молодого монаха. Это совершилось по промыслу Божию, чтобы преподобный Антоний «увидел добродетельную жизнь святого старца и поревновал ей». Монах Антоний оказался достойным учеником святого Пахомия. Он постоянно пребывал в посте и молитве, трижды в неделю прочитывал всю Псалтирь; на сон уделял всего несколько часов, а ел раз в два дня, да и то понемногу. Исполняя послушание в поварне, он сам носил воду и рубил дрова. Приготовляя пищу и глядя на полыхающий в печи огонь, вспоминал об уготованном грешникам неугасимом адском огне и проливал потоки слез. Отличался преподобный Антоний и любовью ко храму Божию. Он первым приходил в церковь на богослужение и внимательно выслушивал все, что читалось и пелось там, выходил из храма последним; был крайне смирен и если встречался с кем-либо из братии, первым кланялся ему до земли и брал благословение. Так, живя на земле, преподобный Антоний вел жизнь, подобную ангельской.

Спустя год по желанию игумена и братии преподобный Антоний отправился в Новгород, где святителем Моисеем Новгородским был рукоположен в сан священника. Своего подвижнического образа жизни после рукоположения он не изменил и стал жить еще более строго, сознавая, что к этому его обязывает священнический сан. Иеромонах Антоний усердно трудился на тяжелых монастырских послушаниях: валил деревья, корчевал пни, работал в огороде. Особенно он любил ухаживать за больными в монастырской богадельне, исполняя Христову заповедь о любви к ближнему. Ночи преподобный проводил в молитве. Благодаря своей значительной физической силе святой Антоний «трудился за двоих или даже за троих, прилежа более всего к земным трудам». За это игумен и братия хвалили и почитали его. Однако преподобного тяготила слава от людей. Он стремился к более суровому подвигу - пустынножительству.

С благословения игумена Пахомия преподобный Антоний с двумя иноками, Иоакимом и Александром, отправился в лесные дебри на поиски места, где можно было бы поселиться. Поначалу они обосновались на реке Емце, близ деревни Скроботово: построили там кельи и деревянный храм в честь святителя Николая. После семи лет жизни на этом месте они были изгнаны оттуда местными жителями, которые заподозрили, что монахи хотят захватить их земли. Эта людская несправедливость не смутила преподобного Антония. Помня слова Спасителя: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10), он возложил все упование на помощь Господню, а об изгнавших его кротко молился: «Не вмени им, Господи, это во грех, оставь им согрешения их».

Преподобный Антоний молил Господа, чтобы Он помог ему и его сподвижникам найти новое место для жительства. Господь услышал молитвы рабов Своих и даровал им просимое. Встретившийся изгнанникам рыбак Самуил показал им чудесное место на берегу Михайловского озера, окруженное непроходимыми лесами. Еще до прихода монахов местные жители видели там чернецов, рубящих лес, слышали колокольный звон и пение незримого хора. Как видно, Божия воля была на то, чтобы на этом месте стоял монастырь. Здесь и поселился преподобный Антоний с семью учениками. Первый деревянный храм, поставленный ими, был посвящен Пресвятой Троице. Так более четырех столетий назад, в 1520 году, в правление великого князя Василия III, был основан Свято-Троицкий Сийский монастырь, который впоследствии по имени своего святого основателя стал называться Антониево-Сийским.

Становление Сийской обители было нелегким. Место, где поселился преподобный Антоний, было диким и удаленным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, где водились хищные звери. Не раз братия, терпя недостаток в самом насущном, уже готова была разойтись, но, по молитвам преподобного Антония, Бог неожиданно посылал необходимое для монастыря.

Господь хранил Сийскую обитель. Как-то раз сборщик податей из Новгорода, некто Василий Бебрь, решив, что у монахов должны водиться деньги, надумал отнять их. Для этого он нанял ватагу разбойников, которые ради денег готовы были напасть даже на Божию обитель. И Василий, и нанятые им разбойники понимали, что монахи не посмеют да и не смогут им сопротивляться. Однако Бог не допустил разорения обители: вокруг монастыря лиходеи увидели множество вооруженных людей, испугались и не посмели совершить задуманное. Вскоре Василий, узнав от священника из села Сии, что в монастыре нет никакой вооруженной охраны, понял, что Сам Господь пришел на помощь инокам. Раскаявшись в своем согрешении, он пришел в монастырь и со слезами умолял преподобного Антония простить его. «Наставил его преподобный и отпустил с миром, а сам возблагодарил Бога, в тайне совершающего чудеса для избавления рабов Своих».

Главной святыней Сийского монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием. Таким образом, именно им было положено начало традиции иконописания в монастыре, которая в ХХ веке, после возрождения Сийского монастыря, была возобновлена. Правда, существует мнение, что преподобный Антоний только помогал иконописцу, поскольку всех тонкостей иконописного искусства не знал. Однако несомненно то, что помощь преподобного Антония в написании образа Пресвятой Троицы была значительной. Во время работы над этой иконой он «предался посту и молитве, этим более всего способствуя написанию образа». Икона прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней прозревали слепые, из одержимых изгонялись бесы. Однажды по недосмотру деревянный Троицкий храм сгорел, но находившаяся в нем чудотворная икона была найдена неповрежденной. Сохранились сведения о том, что в Сийской обители долгое время хранились иконы, написанные преподобным Антонием. Известно также о чудесном исцелении им заболевшего иконописца игумена Питирима, которому преподобный Антоний велел «не оставлять своего труда». В связи с этим преподобный Антоний Сийский наряду с преподобными Алипием Печерским и Андреем Рублевым почитается как святой покровитель иконописцев.

Во время игуменства преподобного Антония было положено начало большой монастырской библиотеке. Переписыванием книг, по примеру монахов Киево-Печерской Лавры, занимались сами насельники.

Преподобный Антоний почил о Господе в глубокой старости. Произошло это в царствование Ивана Грозного, 7 декабря (по новому стилю - 20 декабря) 1556 года. Из семидесяти лет своей жизни почти тридцать семь он провел в созданной им обители, периодически покидая ее для уединенного жительства. Он был примером для братии, «принимая участие во всех трудах и особенно утешая тех, кто находился на тяжелых работах. Он заботился о бедных и больных, приходивших в монастырь, уча братию милосердию, ночи проводил в молитве, а спал лишь краткое время после обеда. Часто преподобный ловил рыбу, творя непрестанную молитву, причем обнажал плечи на съедение комарам». Любовь преподобного Антония к молитве была настолько велика, что когда он состарился и не мог ходить, в храм его водили под руки, а молился он сидя. Перед своей блаженной кончиной преподобный Антоний поручил Свято-Троицкий монастырь покровительству Господа, Матери Божией и преподобного Сергия Радонежского, которого особенно почитал. Перед смертью он завещал братии не оставлять дел милосердия: «Нищих кормите и поите досыта и милостыню давайте, дабы не оскудело место сие». Умирая, он утешал плачущую братию, говоря, что «настал день его покоя, и им подобает более радоватися, нежели печалиться». Тело свое он завещал бросить в болото, однако монахи наотрез отказалась исполнить его волю.

О том, каких духовных высот достиг преподобный Антоний, лучше всего говорят его поучения некоему иноку Филофею.

Инок этот был еще совсем юным. По словам современного аскетического писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе), юный возраст «во все времена отличался мечтательностью, восторженностью, романтизмом. Большинство в этот период не желает думать о скучной трудовой деятельности, о бытовых заботах, но желает самой красочной и необычной судьбы. Это возраст, когда человек имеет в себе много энергии и горячности». В связи с этим он отмечает, что «надо с большой осторожностью относиться к желанию юных идти в монашество» , ведь не исключено, что впоследствии они могут разочароваться в избранном пути, а монашеские обеты, как известно, даются навсегда.

Возможно, что и Филофей пришел в Сийский монастырь, руководствуясь как раз юношеской горячностью, не догадываясь о том, насколько хитро и жестоко враг рода человеческого строит козни против монахов. На Филофея он наслал помыслы уныния. Побежденный ими, юноша решил уйти «из монастыря в край чужой, жениться и в миру жить». О своем решении Филофей не говорил никому, но, к его изумлению, преподобный Антоний, обладавший даром прозорливости, сам открыл ему его тайное желание. Он не стал укорять и стыдить юношу и дал ему несколько полезных советов, с помощью которых Филофей смог бы впредь побеждать помыслы, внушаемые демонами.

Вот чему учил преподобный Антоний Филофея: «Чадо, имей страх Божий в сердце своем и Богу часто молись по силе своей. Учись рукоделию, постоянно делая что-нибудь руками своими, чтобы в уныние не впасть. Имей, чадо, смирение, ко всей братии послушание и покорность. Бойся сребролюбия, чтобы не впасть в напасть. Раз оставил ты мир, то не возвращайся туда, не твори мирского ничего. Сказал Господь: «Никто, возложив руку свою на плуг и назад глядя, не попадет в Царствие Небесное». Если умер для мира, то снова в миру не живи, но для Христа живи. К Нему же ты пришел ты сюда и обет свой пред Ним положил. Твори правду во всем, неправду же возненавидь. Без покаяния никогда не пребывай. Всякую скорбь терпи с благодарностью, ибо без скорби нельзя спастись». «Необходимы нам терпение и молитва, да привлечем милость Божию упорством нашим». «Постарайся, чадо, сохранить все это отныне, да вечные блага получишь и вечных мук избавишься».

Сохранив в своем сердце эти поучения преподобного Антония и воспользовавшись его советами, инок Филофей ощутил в своей душе мир и больше не подвергался печали и унынию.

Первое житие преподобного Антония Сийского было написано спустя двадцать один год после его преставления иеромонахом Ионой по благословению игумена Гермогена. Другое житие принадлежало перу царевича Ивана, сына Ивана Грозного.

Истории написания первого жития преподобного Антония связана с чудом. Когда автор инок Иона еще только приступил к его написанию, некоторые монахи Сийской обители, вероятно, по зависти, а возможно, втайне стыдясь собственной лени, стали бранить его: «Вот, прежде никто не смел писать житие, а этот пишет…» При этом один из них в гневе резко отозвался о преподобном Антонии. Горько стало Ионе, который ради любви к преподобному решился написать его житие. Вместо одобрения он был вынужден услышать хулы и укоризны. Как-то раз, погрузившись в своей келье в горестные думы, он увидел перед собой икону, на которой были изображены все преподобные отцы, в подвиге угодившие Богу. Между ними был и преподобный Антоний Великий, почитаемый как один из величайших наставников монахов. Некий неизвестный монах, указывая на образ великого египетского аввы, сказал приунывшему Ионе: «Зачем ты усомнился? Зачем малодушествуешь? Тот, о ком ты хочешь писать, был подобен этому великому мужу, и носил его имя, и житию его подражал. Теперь же отложи всякое сомнение и делай свое дело без упущения». Так преподобный Антоний был прославлен Богом наравне с древними святыми отцами. После этого видения Иона понял, что Сам Господь велит ему написать житие преподобного Антония Сийского, и, невзирая ни на какие искушения, завершил свой труд.

В 1579 году состоялось причисление преподобного Антония Сийского к лику святых. В день памяти святого Антония в Свято-Троицкий монастырь (он был возвращен Церкви в 1991 году, спустя семьдесят лет после своего закрытия) стекаются многочисленные паломники. Там, в Свято-Троицком соборе, почивают мощи преподобного Антония, Сийского чудотворца, святого основателя этой древней обители, и по смерти не оставляющего ее без своего заступления.


www.arh-eparhia.ru

) - преподобный Русской церкви , иеромонах , основатель и первый игумен Антониево-Сийского монастыря . Память совершается 7 декабря (по юлианскому календарю).

Житие

Склонный к уединению, Антоний вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провёл 7 лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого Антоний уже с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере по течению реки Сии . В этом месте в 1520 году им была построена часовня , а затем образовалась Сийская обитель. Антоний стал её первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь, ища уединения. Скончался в 1556 году , на 79-м году жизни.

Причисление Антония к лику святых было осуществлено с участием игумена монастыря Питирима и ученика Антония, монаха Филофея , которые хлопотали об этом в Москве в 1579 году. Филофею принадлежит и первый вариант жития Антония, на основании которого были написаны жития монахом Ионой и царевичем Иваном Ивановичем , которого об этом лично просил монах Филофей.

Тропарь Антонию Сийскому, глас 1-й (ц-с)

Желанием духовным распалився / и мятежи мирския отринув, / ко единому же Богу любовию прилепился еси / и, Того вседушне взыскуя, / во внутреннюю пус­тыню отошёл еси, при водах вселився, / идеже во слезах и трудех пребывая мно­голетное время, / в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси / в наставлении Божественнаго разума, / и множе­ство монахов собрал еси, мудре, / ихже посещая, и не остави, Антоние препо­добне, отче наш, / Пресвятей Троице моляся / от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Родители прп. Антония были зажиточными поселянами Двинской волости деревни Кехты, вышедшие из Новгорода. Никофор и Агафия — так звали их — были люди благочестивой жизни: часто посещали храм Божий, делали посильные приношения в пользу Церкви и старались исполнять заповеди Господни. Они горячо молили Господа, чтобы Он даровал им сына, и молитвы их были услышаны. В 1478 году у них родился первенец сын, которого они нарекли Андре-ем. Анд--рей отличался не только красотой лица, но и своими добродетелями.
С ран-них лет он был чист сердцем, кроток, незлобив, так что все любили его. Когда Андрею исполнилось семь лет, родители отдали его обучаться грамоте. Отрок быстро усвоил грамоту, а в то же время научился иконописанию
и очень полюбил это занятие. Особенно часто он посещал храм Божий. Душа Андрея не лежала к занятиям родителей: сельские работы его не привлекали, ибо он хотел служить Господу. Любил он чтение. Все творения святых отцов
и учителей Церкви, какие только мог достать, он изучал с великим рвением. Между тем Никифор и Агафия почувствовали приближение своей кончины, призвали всех своих детей и сказали им: «Дети, мы достигли глубокой старости, и тяжелые болезни постигли нас, как сами вы видите. Уже недалеко время нашей кончины. Ныне мы поручаем вас Богу и Пречистой Его Матери. Они станут пещись о вас во все время вашей жизни и будут вам помогать во всех ваших делах. Вы же старайтесь всегда соблюдать заповеди Божии. Милость Господня да будет с вами во веки».

Вскоре они с миром отошли ко Господу. Андрею в то время было 25 лет.
По смерти родителей он переселился в Новгород и здесь прослужил одному боярину пять лет. По совету боярина вступил в брак. Но жена его через год умерла, и святой Андрей увидел в этом волю Божию. Он вернулся на родину, однако недолго пробыл там. Продав свою часть из имения родителей, он раз-дал бедным вырученные деньги и навсегда удалился из Кехты, чтобы служить Единому Господу.

Преподобный направился в обитель Пахомия близ озера Кено, не взяв
с со-бой даже другой смены одежды. Верст за пять до обители его застигла ночь. Святой стал усердно просить Господа, чтобы Он указал ему путь, и после молитвы заснул. Во сне явился ему благолепный муж в светлых ризах, с крестом в руках и сказал: «Возьми крест свой и не бойся вступить на подвиг твой. Подвизайся и не страшись козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных и явишься наставником множества иноков». Осенив его крестом, дивный муж сказал еще: «Сим побеждай лукавых духов».

Святой тотчас же пробудился. Сердце его было исполнено духовной радости. Всю остальную ночь он провел в молитве. Наутро, войдя в обитель прп. Пахомия, он припал к ногам благочестивого основателя и начальника Кенской обители и с великим смирением просился в число иноков. Пахомий указывал на труд-ность иноческой жизни, говорил, что обитель его недавно основана, но ничто не мог-ло удержать избранника Божия. Прозревая в пришедшем будущего подвижника, Пахомий принял Андрея в число иноков и облек в иноческие одежды, причем нарек его Антонием в честь прп. Антония Великого (память 17/30 января). Это произошло в 1508 году, когда прп. Антонию было 30 лет. Сам Пахомий стал руководить новоначальным иноком, взяв его в свою келлию. Новый инок прежде всех являлся в храм Божий, постоянно хранил в своем сердце память о Страшном суде и о будущем нелицеприятном возмездии. От-личаясь крепким здоровьем, он охотно исполнял самые трудные работы, зани-мался земледелием, трудился на поварне, усердно работая на братию. Телесным трудом преподобный умерщвлял свою плоть и тем очищал свою душу. Сильно он боролся с наваждениями злых духов и всегда побеждал их. Спал он крайне мало, соблюдал строгий пост, пищу вкушал через день и то помалу. За такую подвижническую жизнь вся братия относились к нему с любовью и уважением. Но великий своим смирением, святой Антоний тяготился людской похвалой.
В то время в обители не стало иеромонаха. Преподобный Пахомий и вся братия просили Антония принять на себя сан священства. Уступая их просьбам, он отправился в Новгород к архиепископу и принял от него священный сан. Возвратившись в обитель, подвижник начал вести еще более строгую жизнь.
В монастыре была больница. В свободное от богослужение время прп. Антоний ухаживал за больными: сам готовил для них воду, омывал болящих, стирал их одежды, ободрял и утешал свои словом. Так он подготавливал себя к буду-щим подвигам. Любя уединение, преподобный просил Пахомия благословить его
на этот подвиг. И Пахомий благословил его, видя его добродетели и труды.

Преподобный отправился искать себе пустынное место для подвигов. Его сопровождали два благочестивых инока Кенской обители Александр и Иоа-ким. Из Кенской обители прп. Антоний со спутниками своими поплыл по реке Оне-ге до речки Шелексны. Поднимаясь по течению этой реки лесами и непро-ходимыми дебрями, иноки пришли на реку Емцу, в которую Шелексна впадает, к порогу, называемому Темная Стремнина. Место это понравилось отшельникам, они поставили здесь хижину, а через несколько времени построили небольшой храм во имя святителя и чудотворца Николая и келлии. К трем подвижникам присоединилось еще четверо иноков: Исаия, Елисей, Александр и Иона. Место, избранное преподобным Антонием, было покрыто густым лесом и расположено вдали от человеческих жилищ. Безмолвие тихой пустыни нарушалось только горячими молитвами иноков да пением птиц. Сурова была природа, суровы были и подвиги иноков. Только Господу Богу и самим подвижникам было известно, сколько лишений они претерпели в это время. Семь лет провел свя-той Антоний со своими сожителями, постоянно молясь и трудясь. Но враг рода человеческого не мог больше сносить их благочестия. Он внушил жителям соседней деревни Скороботовой мысль, что с основанием обители земля их будет взята у них преподобным. Жители восстали против отшельников и изгна-ли их. Преподобный Антоний кротко удалился со своими учениками из того места и направился еще дальше на север. Снова начались странствования иноков по лесам и болотам.

Однажды прп. Антоний молился вместе с братией. Святой стоял впереди прочих с воздетыми руками. Во время молитвы к инокам подошел рыболов Самуил. Дождавшись окончания молитвы, он приблизился к преподобному
и просил его благословения. Святой Антоний благословил Самуила, затем долго беседовал с ним и просил указать место, удобное для иноческих подвигов. Самуил привел иноков к Михайлову озеру, откуда вытекает река Сия. Место это отстояло на 78 верст к югу от Холмогор и было еще более пустынно: непро-ходимые дебри, темные леса, чащи, болота, заросшие мхом, глубокие озера — таковы были стены, отделявшие от мира место подвигов прп. Антония. Единственными обитателями этого места были дикие звери. Здесь никогда
не было человеческого жилья, одни лишь звероловы порой приходили сюда.
И они рассказывали, что на этом месте не раз слыхали звон колоколов и пе-ние иноков; иногда им представлялось, будто иноки рубят лес. Отсюда составилось убеждение, что место Самим Богом предназначено для обители.

Место понравилось блаженному, и он решил здесь поселиться: на первый раз поставил здесь часовню и келлии. Так была основана знаменитая впослед-ствии Сийская обитель. Это произошло около 1520 года, когда преподобному было 42 года от рода. Вначале инокам приходилось переносить много лишений. Сам преподобный вместе с другими иноками вырубал лес и копал землю. Этим подвижники добывали себе скудное пропитание. Питались и «саморастущими былиями», то есть ягодами, корнями трав и грибами. Но часто не хватало им масла, хлеба и соли, приходилось терпеть голод. Однажды скудость была столь велика, что иноки стали роптать и даже хотели оставить то место. Но Господь помог прп. Антонию. Неожиданно явился неизвестный христолюбец, который доставил братии муку, масло, хлеб и дал еще средства на строение обители. Христолюбец сказал о себе инокам, что он совершил далекое путешествие
и теперь идет в Великий Новгород, обещал возвратиться к ним, но уже более никогда не возвращался.

Около того времени сборщик дани от Новгородского владыки — новая оби-тель находилась в области Великого Новгорода — Василий Бебрь, думая, что у прп. Антония много денег, подговорил разбойников ограбить иноков.
Но Господь хранил Своих верных рабов. Когда хищники хотели напасть
на оби-тель, им показалось, что ее охраняет множество вооруженных людей. Они засели в лесных дебрях, окружавших то место, но не могли дождаться удоб-ного времени для нападения. Потом, гонимые ужасом, побежали, и когда обо всем сообщили Бебрю, он понял, что Сам Господь защищает иноков; пришел к прп. Антонию, упал перед ним на колени и раскаялся в своем согрешении. Ста-рец кротко простил его.

Слух о подвигах преподобного и сожителей его распространился по окрест-ностям, и многие стали приходить к ним и доставлять средства к жизни. Некоторые принимали пострижение от руки подвижника. Когда число учени-ков умножилось, прп. Антоний послал в Москву учеников своих Александра
и Исаию. Они должны были испросить у великого князя Василия Иоанновича разрешение на постройку новой обители. Великий князь милостиво принял иноков, вручил им грамоту на землю, которую занимал монастырь, пожертво-вал церковную утварь и ризы. С радостью были встречены иноки, принесшие из Москвы грамоту и пожертвования. Прп. Антоний начал усердно строить обширный деревянный храм во имя Пресвятой Троицы. Наконец храм был окончен. Местную икону Живоначальной Троицы, по преданию, писал сам святой Антоний. Но Господь хотел испытать терпение рабов Своих. Раз после утреннего пения, когда прп. Антоний с братией был на работе, от оставшейся непогашенной свечи храм, выстроенный с таким старанием, сгорел. После сего братия даже хотели разойтись. Они были утешены лишь тем, что местная ико-на Пресвятой Троицы осталась совершенно неповрежденной. Тогда построили новый храм, и чудно сохранившаяся икона была торжественно внесена в него. Вскоре от нее по молитвам святого недугующие стали получать исцеления. Кроме этого храма преподобный выстроил еще две церкви: одну — в честь Бла-говещения Пресвятой Богородицы, другую — во имя прп. Сергия, Радонежского чудотворца, к которому преподобный часто обращался в своих молитвах. Когда обитель была устроена, братия стали просить подвижника, чтобы он приинял игуменство. Смиренный подвижник должен был уступить настойчивым просьбам братии и принять на себя управление монастырем.

Несколько лет он управлял обителью и показывал всем добрый пример. Ежедневно являлся преподобный в храм Божий и, стоя на Божественной службе от начала до конца ее, не опирался на жезл, не прислонялся к стене. И за бра-тией следил, чтобы соблюдали благочиние в церкви: не переходили с места на мес-то, не выходили вон без нужды. Предписывал братии неопустительно исполнять
и келейное правило. По окончании молитвы подвижник первый являлся
на работу и здесь подавал братии пример трудолюбия. Любил он и Божественные книги и собирал в своей обители писания отцов и учителей Церкви. Проводя ночи в молитве, преподобный отдыхал, лишь ненадолго забываясь сном после трапезы. Пища его была такая же скудная, как и братии; одежда ветхая, по-кры-тая заплатами, как одежда нищих, так что никто из посторонних не узнавал в преподобном начальника обители. Заботливо обходил подвижник монастыр-ские службы — пекарню и поварню, ободрял братию, несущих эти тяжелые по-слушания, и советовал им избегать праздных бесед. С особенной любовью посещал прп. Антоний монастырскую больницу, наставлял болящих иноков
с благодарностью переносить недуги и непрестанно молиться, памятуя о прибли-жающемся смертном часе. Для ухода за больными преподобный поставил осо-бого надзирателя. Было установлено в обители строгое общежитие — общая
и для всех равная пища и одежда. Хмельные пития запрещались совершенно, предписывалось не принимать их и от христолюбцев, даже не допускать принес-ших к монастырю. «И сим уставом блаженный возможе пьянственного змия главу отторгнути и корение его отсещи», как свидетельствует жизнеописатель пре-по-добного. Много заботился подвижник и о нищей братии: обязал иноков подавать нескудную милостыню, делал это нередко и сам тайно от братии, боясь вызвать их ропот.

Слыша о строгой жизни святого, миряне стали приходить к нему, прося его молитв, и некоторые поступали в число братии. Всех иноков собралось
в обитель 70 человек. Многие между ними отличались святостью своей жизни и духовными трудами; один из них, Иона, составил потом житие своего ду-хов-ного отца и наставника.

Но преподобный Антоний тяготился людской славой. После нескольких лет управления обителью, избрав на свое место Феогноста, мужа опытного
в ду-хов-ной жизни, он оставил игуменство и вместе с одним простым иноком удалился из обители в уединенное место. Сначала прп. Антоний поселился
на острове Дубницкого озера, в трех поприщах от обители, вверх по течению реки Сии. Остров был весьма красив и удобен к пустынножительству. Обошел его преподобный, осмотрел и возлюбил: остров окружали озера, по берегам ко-торых росли непроходимые леса, расстилались болота, заросшие мхами. Препо-добный Антоний поселился здесь, поставил малую хижину и часовню во имя святителя и чудотворца Николая и еще ревностнее, чем прежде, начал под-ви-заться в безмолвии, непрестанной молитве и трудах: рубил лес, очищал место для посева, копал землю своими руками, сеял хлеб и питался от трудов своих, а оставшийся хлеб отсылал в монастырь. Ночью, по вечернем правиле, по-движ-ник до самой заутрени молол муку, в летние ночи обнажался до пояса
и от-да-вал свое тело на съедение комарам.

Господь сподобил подвижника дара прозорливости. Юный инок Сийского монастыря Филофей, боримый искусителем, задумал уйти в мир, расстричь-ся и жениться. Но ему пришла благая мысль зайти к преподобному в пустыню
и принять от него благословение. Увидев Филофея, подвижник обратился
к нему с такими словами: «Что это, чадо, пришел ты сюда, смущаемый от зло-го помысла? Хочешь уйти в мир, расстричься и думаешь утаить это от меня». Услы-шав свою тайну из уст преподобного, Филофей устрашился, упал к ногам его и во всем признался. Подвижник поднял его, ободрил и после настав-ле-ния отпустил в монастырь.

Через некоторое время прп. Антоний отошел в другое уединенное место
за пять поприщ от прежнего, на озеро Падун, и, поставив там себе келлию, предался молитвенным подвигам. Это место было окружено горами; на горах рос такой высокий лес, что снизу казалось — он достигает до небес. Келлия пре-подобного приютилась у подножия этих гор и как бы обсажена была кругом двенадцатью белыми березами. Печальна была эта вторая пустыня преподобного, она располагала к богомыслию и молитве. Подвижник сколотил из бревен плот и с него удил рыбу на озере для пропитания. Во время уженья он обнажал голову и плечи на съедение комарам и оводам: насекомые слетались роями, покрывали его тело, кровь струилась по шее и плечам, а подвижник стоял непо-движно. Так прожил преподобный два года вне своей обители, в обеих пустынях.

Между тем Феогност отказался от игуменства. Братия просили преподобного, чтобы он снова принял игуменство. «Отче, не оставь нас, чад своих, — говорили со слезами братия. — Иди в обитель свою и пребывай с нами. Если же не при-дешь, мы все разойдемся, как овцы, не имеющие пастыря». Прп. Антоний скло-нился на их просьбу. Снова начал управлять обителью, подавая всем пример благочестивой и подвижнической жизни. От старости он не имел уже сил исполнять тяжелые работы, но не усыпал в молитве, не ослабевал в посте.

Тогда проявился у прп. Антония дар чудотворений — награда святой его жизни.

Перед самым праздником Преображения иноки целую ночь трудились
на рыбной ловле, но ничего не поймали. Печальные пришли они в монастырь, но преподобный, ободрив их, снова послал на озеро, к Красному мысу, говоря: «Чада, окажите послушание и узрите славу Божию, ибо Господь милостив: Живо-начальная Троица не забудет ваших трудов и не оставит братий ваших, верно служащих Господу, на этом святом месте алчущими в великий праздник».

Иноки отправились на указанное место, закинули сеть и поймали такое количество рыбы, что долгое время питались ею и после того праздника.

От суровых подвигов и от старости тело прп. Антония высохло и ослабло, весь он сгорбился, не мог сам ходить, так что водили его братия. Но он
не прекратил своих подвигов и сидя исполнял молитвенное правило.

Видя изнеможение своего наставника и ожидая близкую кончину его, братия просили преподобного дать им письменный устав и указать себе преемника по управлению монастырем. Преподобный исполнил просьбы скорбящих учеников своих: поставил им строителя обители Кирилла, а игуменом на свое место — Геласия. Геласий в то время был за морем, на реке Золотице, посланный по делу. Кирилл находился в монастыре, и подвижник обратился к нему с пред-смертным наставлением: убеждал нерушимо соблюдать устав монас-тырский — в церковной службе, в пище и питии, равно любить братию и быть всем слугой; всякие монастырские дела обсуждать со всей братией на трапезе и без совета с ними не делать ничего, чтобы не было в монастыре неудовольствий; предписывал посещать больных братий и особенно о них заботиться.

Затем обратился к собравшимся братиям и уговаривал их не ослабевать
в молитвах, иметь взаимную любовь и единомыслие, удаляться гнева и лукавых слов, повиноваться старшим, хранить чистоту телесную и душевную, иметь пищу по уставу монастыря и совершенно избегать пьянства — не варить хмельных питий в монастыре и не держать их, без всякого нарушения соблюдать общежительный устав обители.

Для большей же крепости своих распоряжений подвижник передал братии завещание, писанное своей рукой, содержащее и правила иноческого жития.

В назидание и руководство современным инокам приведем эти правила Сийского подвижника.

«...А которые братья ропотники и раскольники (то есть нарушители брат-ского единения) не восхотят по монастырскому чину жить, строителю и братии не почнут повиноваться, тех изгоните из монастыря, чтобы и прочие имели страх». Впрочем, после искреннего раскаяния их следует снова принимать
и дер-жать как братию, равно как и тех раскаявшихся, которые выехали
из мо-нас-тыря при жизни преподобного и свезли монастырскую казну. «Да прежде всего имейте страх Божий в сердце своем, да вселится в нем Дух Святый,
да научит Он вас и наставит на истинный путь. А между собою имейте любовь и покорение о Христе друг другу, чем покроете многие грехи свои. В общежитии живите равно и духовно, и телесно, в пище и в одежде — по заповеди святых отец. Строителю не прибавляйте на трапезе ничего из пищи и пития сверх братского довольствия. То же равенство и в одежде, и в обуви. Питья хмельного не держите в монастыре, не принимайте его и от христолюбцев. Женский пол в монастыре отнюдь не должен ночевать, также и миряне (мужчины) не ноче-вали бы с братией и не жили бы по келлиям. Нищих пойте и кормите вдоволь
и милостыню им давайте, да не оскудеет место сие святое. А братия, которые здоровы, не оставались бы без монастырского послушания ради спасения своего, исключая больных. Близ монастыря не позволяйте крестьянам ставить починков и дворов, кроме коровьего двора, да и тот пусть будет за озером. Сие, молю вас, храните — и да будет с вами милость Божия».

Когда братия спросили, где предать погребению его тело, святой отве-тил: «Связавши ноги, влеките мое грешное тело в дебрь и затопчите во мху,
в бо-лоте, на растерзание зверям и гадам, или повесьте на дереве на съедение птицам, или же бросьте с камнем в озеро». Но иноки прямо сказали, что
не сделают этого, а честно погребут его. Накануне своей кончины преподобный приобщился Святых Христовых Таин. На следующий день, 7 декабря 1556 года, перед утреней, простившись в братией, подвижник мирно предал Господу свою душу, прожив всего 79 лет; из них 37 лет преподобный провел в пределах Сийских — в обители и пустынях. Братия честно погребли мощи его в храме Жи-воначальной Троицы, на правой стороне, близ алтаря.

Оставив видимым образом братию, преподобный не оставил их своей по-мощью, как и всех призывающих его имя. Много чудес совершилось при его честных мощах. Укажем наиболее замечательные.

Священник соседнего села Харитон относился с завистью к памяти препо-добного Антония и раз с хулою отзывался о нем. После того Харитон внезапно ослеп и скоро понял, что Господь наказывает его за хулу на святого. Тогда он начал раскаиваться в своем прегрешении, усердно молился преподобному
и снова прозрел. Благодаря Господа Бога и Его угодника, Харитон поступил после того в Сийский монастырь и здесь подвизался в трудах иноческих.

При жизни своей прп. Антоний любил писать иконы. Еще и доныне сохра-няются святые иконы, писанные его рукою. И по кончине своей он покровитель-ствовал людям, занимавшимся этим богоугодным делом. Так, игумен Сийского монастыря Питирим, заботившийся о благоукрашении обители, много писал новых икон и поновлял старые. Однажды Питирим заболел. Недуг его все уси-ливался, и ему стала грозить смерть. Больной молился Живоначальной Троице и прп. Антонию. И вот раз ночью, забывшись легким сном, он увидел, что от гробницы преподобного в его келлию идет благолепный старец, укра-шенный сединами. «Хочешь ли ты быть здоров и окончить начатое?» — спросил он у Питирима. «Хочу, но не могу», — отвечал болящий. На это старец сказал: «Святая Троица исцеляет тебя, не ослабевай в твоем деле; я, настоятель Антоний, пришел посетить тебя в болезни». Чудотворец коснулся больного игумена. Питирим почувствовал себя здоровым и с новым рвением стал заниматься иконописанием и украшением храмов обители.

Купец из Холмогор, по имени Карп, плыл по морю с Терского берега, с реки Варзуги. На ладье его среди других товаров был запас рыбы для Сийского монастыря. Поднялась сильная буря, волны вздымались, как горы, и захлестывали ладью. Гребцы уже совсем отчаялись в спасении. Вдруг Карп увидал недалеко от себя старца, который распростер свою мантию над лодкой и охранял ее
от волн. «Ты призываешь многих на помощь, — сказал изумленному дивный старец, — а меня не зовешь. Между тем в ладье твоей есть часть и нашего монастыря. Но Бог дарует тишину». «Кто ты, человек Божий?» — спросил купец. «Я Антоний, начальник обители на Михайлове озере, на реке Сии», — сказал старец и стал невидим. С этого времени буря стала стихать и подул попутный ветер. Прибыв благополучно в Сийскую обитель, Карп возблагодарил за свое спасение прп. Антония и вскоре принял иноческое пострижение в его обители.

Тимофей, по прозванию Рябок, живший в десяти поприщах от обители, ослеп и ничего не видел два года. Наступил праздник Живоначальной Троицы; в Сийскую обитель шли богомольцы. Слепой слышал это движение и горько плакал о том, что не может идти с богобоязненными людьми. Горячо молясь Пресвятой Троице и преподобному, Тимофей попросил свести себя в обитель
и всю дорогу продолжал мысленную молитву. Вдруг он почувствовал, что на-чинает видеть как бы некую слабую зарю; потом начало зеленеть в его глазах: это он видел лес, которым шел. Обрадованный Тимофей боялся поверить сво-ему исцелению и ничего не сказал спутникам. Желая испытать свои глаза, он на-чал всматриваться в дорогу, которой шел, и разобрал тропу. Сердце его наполнилось радостью и восторгом, но он утерпел и все еще не говорил
о своем исцелении. Придя в храм обители, Тимофей увидел чудотворный образ Живоначальной Троицы и другие иконы, увидел горящие свечи и тогда
во все--услышание возблагодарил Господа и Его ученика за свое чудное исцеление.

Много и других чудес происходило по молитвам сего великого угодника Божия во славу Пресвятой Троицы.

Многочисленные чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Антония, побудили братию Сийского монастыря при упомянутом игумене Питириме хлопотать перед царем Иоанном Васильевичем Грозном о причтении преподобного к лику святых. Это и было совершено спустя 23 года после кончины преподобного,
в 1579 году: прп. Антоний причтен был к лику святых, чтимых всей Русской Церковью.