Экологическая безопасность в доу. Экологическая безопасность в образовательном учреждении Что такое экологическая безопасность в школе

Выступление преподавателя-организатора ОБЖ

на Общем собрании трудового коллектива, Якшигуловой А.Ф.

«…Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего - для наших детей».

Сохранение здоровья детей сегодня актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. На детях легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений актуальным является - экологическая безопасность.

Один из аспектов экологической безопасности образовательного учреждения - безопасность среды обитания (соответствие образовательного учреждения предъявляемым экологическим требованиям), а другой аспект – здоровьесбережение. Здоровьесбережение – один из важнейших принципов, реализуемых в современном образовании.

Деятельность школы по предотвращению неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, которые определяют санитарно-гигиенические требования, в основе которых четко прописаны параметры таких экологических факторов как температура, свет, влажность применительно к среде, в которой находятся дети.

В содержание экологической безопасности школы включают: озеленение территории школы и уход за растениями; благоустройство хозяйственной зоны с расположенными мусорными баками, своевременный вывоз мусора; организацию утилизации химических отходов (химических веществ, остающихся после уроков химии), пищевых, древесных, а также разделение отдельных видов отходов (макулатура, упаковочные материалы, полиэтилен и др.).

Соблюдение определенных нормативов связанных с данными видами деятельности можно рассматривать как обеспечение образовательным учреждением экологической безопасности, поскольку их нарушение может привести к серьезным негативным последствиям, как для окружающей среды, так и для здоровья людей, в том числе детей.

Основными документами, регламентирующими вид деятельности, школьных образовательных учреждений являются:

    Конституция Российской Федерации.

    Закон РФ от 9.01.1996 № 3 «О радиационной безопасности населения.

    Закон РФ от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.
    НД УМБ РАО-2-2000 Издание официальное
    Разработан и внесен Центром средств обучения (Центр СО) Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО).

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 8 июля 2006 г.).

    Приказ Минпросвещения СССР от 10.07.1987 г. № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Минпросвещения СССР».

    Приказ Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 01 апреля 2005 г. «Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

В основе обеспечение экологической безопасности лежит, прежде всего, соблюдение законодательных норм государственного и международного права в области экологии. Знание этих правил позволяет грамотно и профессионально организовать деятельность образовательного учреждения по предупреждению экологических рисков и негативного воздействия на окружающую среду, а значит предотвратить возможный вред здоровью детей.

Обеспечение экологической безопасности является формирование экологической культуры учащихся. Важная роль в формировании экологической культуры личности принадлежит системе непрерывного экологического образования. Формирование экологической культуры входит в задачи урочной и внеурочной деятельности школы.

В современных условиях школа должна не только заниматься воспитанием у детей ценности здорового и безопасного образа жизни, но и стремиться обеспечить ему безопасную окружающую среду.

Дети чутко относятся к окружающему миру и находятся в тесной взаимосвязи с ним, особенно в раннем возрасте. Взрослея, ребенок теряет эту связь, приобретая привычки общества потребления. Поэтому важно сформировать у ребенка понимание окружающего мира и необходимости заботиться о нем. Особенно эффективно это делать в школах. В России среднее образование пока опаздывает с ответами на глобальные вызовы. Решающую роль сегодня играет экопросвещение, свободное от рамок и бюрократии, которые тормозят переход системы образования на путь устойчивого развития.

Школьное образование не успевает за глобальными вызовами

Образование - центральный элемент в построении устойчивого общества. Оно помогает понять характер проблем, сформировать критическое и творческое мышление, необходимое для поиска эффективных нестандартных решений общемировых проблем, в том числе экологических. В связи с этим появилась концепция образования в целях устойчивого развития (ОУР), которая входит в Цели устойчивого развития (Задача 4.7 ЦУР) и продвигается ЮНЕСКО . Цель ОУР - достичь изменений в знаниях, ценностях, навыках и ежедневных привычках для формирования более устойчивого и ответственного общества. Важно помочь детям понять, как их действия могут повлиять на жизнь планеты и будущих поколений.

В России массовое экологическое образование школьников только начинает формироваться. Официально экологическое образование регулируется Законом «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает стандарты, в некоторых из которых утверждается, что экологические образование должно осуществляться на всех уровнях образования. Но на практике дела обстоят совсем иначе. Предмет «Экология» преподается лишь в некоторых из школ и при этом носит необязательный характер. Большинство школьников изучают экологию в рамках других предметов: окружающего мира или естествознания в начальной школе и естественно-научных дисциплин - биологии, географии, химии - в средней. Всероссийская олимпиада школьников по экологии проводится один раз в год. К ней ученики готовятся в большей мере самостоятельно.

Образовательные программы критикуют за сильное разделение на предметы - это мешает ученикам проследить связи между ними. А в контексте глобальных проблем важно формировать системное мышление. С этим справляется экопросвещение, которое не только знакомит детей с природными процессами и экологическими проблемами, но и учит видеть взаимосвязи между элементами и подходить к решению проблемы с разных сторон.

Учителя-энтузиасты и эксперты НКО закладывают фундамент экопросвещения

Пока система образования отстает от мировых тенденций, на помощь приходят инициативные учителя, которые добровольно передают знания и навыки в области экологии своим ученикам на уроках, классных часах и в экологических кружках. Большую роль в экопросвещении играют некоммерческие организации, которые разрабатывают материалы для проведения дополнительных занятий по экологии в школах.

В 2014 году Движение ЭКА выпустило первый экологический урок для школьников. Он был посвящен теме « Мобильные технологии для экологии » Постепенно были разработаны несколько уроков на разные темы. Команда ЭКА собрала все эти материалы на одной платформе. Так возник портал « Экокласс » , на котором представлены все материалы по экопросвещению: уроки, плакаты, видеоролики, тесты, конкурсы и квесты. Это удобный ресурс для учителей, которые могут совершенно бесплатно брать готовые сценарии интерактивных уроков с красочными презентациями и увлекательными играми и заданиями для учеников разных возрастов, чтобы, не прикладывая больших усилий, проводить интересные и полезные занятия. С ейчас на портале доступны более 30 экологических уроков. Более 59 тысяч учителей уже провели экоуроки, и более 2 миллионов школьников получили ценные знания.

По словам координатора проекта «Экокласс» Эльвиры Зинатуллиной, ценность экопросвещения заключается именно в энтузиазме учителей, когда уроки проводятся благодаря их искреннему желанию дать знания, а не по требованиям школьной программы:

«Мы не идем по пути обязательного образования, здесь важнее инициатива. Если учителю самому интересна экология, то он сможет транслировать это и школе, и детям. Многие учителя понимают, что ситуация обостряется, и сами активно включаются в решение экологических проблем. Но на подготовку уроков у них не так много времени. Благодаря «Экоклассу» они могут использовать готовые материалы и вести интересные занятия».

Формат экоуроков выделяется из школьной программы, это делает их уникальными и интересными:

«Уроки всегда находят отклик среди школьников - занятия построены так, что дети постоянно находятся в диалоге, всегда вовлечены в процесс обучения. Школьники погружаются в проектную деятельность: в группах обсуждают важные вопросы, самостоятельно принимают решения, затем эти решения презентуют и аргументируют. То есть урок обучает не только основам экопросвещения, но вырабатывает многие полезные навыки».

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Внеклассное мероприятие

к Году Экологии

Учитель географии

Калоева Марина Эльбрусовна

«Природу нужно беречь, как мы бережем человека.

Потомки никогда не простят нам опустошения земли,

надругательства над тем, что принадлежит не

только нам, но и им по праву».

К Паустовский.

Цель: Ознакомить учащихся с влиянием человека на природу. Формировать понятия «экологическая безопасность». Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия.

Добрый день уважаемые друзья. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Января 2016 года Президент РФ В.В Путин в целях привлечения общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности подписал указ №7 «О проведении в 2017 году в РФ года экологии».

Кромсая лед, меняем рек течение,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды…

Р. Рождественский.

Вот несколько строк из стихотворения Р. Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди 21 века почти не заметно для себя оказались не просто свидетелями, но и виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы отравляющие воздух почву и воду.

На планете год от года

Человек вредит природе

И не понял он, чудак,

Что природа – не пустяк!

Он привык все покорять,

Но не может он понять:

Коль беречь ее не будет

Все живое он погубит.

Если планету загрязнять, все живое погибнет, погибнет планета. Самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. Может ли при этом человек оставаться здоровым? Это значит, что надо уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит и свое здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды. Давайте прочитаем текст, восстановим пропущенные слова и узнаем правила экологической безопасности.

  1. ____ стой вблизи машины с работающим ______________.
  2. Не оставайся в закрытом гараже во время работы _______________.
  3. Разводи ____________, которые очищают воздух.
  4. Не стой рядом с _____________ людьми.
  5. Нельзя купаться в _____________ воде.
  6. Пей только _____________ воду.
  7. Надевай головной убор во время _________, он может быть кислотным.
  8. Не собирай _________вблизи дорог, заводов, свалок.
  9. Перед едой ______ фрукты и овощи _________ водой.
  10. Не ешь продукты, у которых истек срок ____________.

Не, растения, машины, двигателем, грязной, чистую, курящими, дождя, мой, годности, чистой, и ягоды.

Учеными посчитано:

  • За один день на земле исчезает сто видов растений и животных;
  • Каждую минуту сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров;
  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, стеклянная посуда 2000 лет.

Эта проблема особенно актуально звучит сейчас. А пока что от нас требуется? Главное чтобы все были объединены одной целью – сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.

Год экологии – это хороший повод, чтобы вспомнить о том, что природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, а также напоминание о том, чтобы о ней позаботились.

Для охраны окружающей среды создаются заповедники, национальные парки, исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.

Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле – матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку… Поэтому сохранить природу – значит сохранить жизнь.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В универсальных ты походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя терзал за веком век,

И брал все только для себя «разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «природную среду»,

Но почему ж так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страдания, что Земле приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек –

Всю Землю можешь только ты, разумный человек!

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте, Земли голубей

От синевы рек, озер и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Все это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят… и от края до края

Вы не найдете чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Земля – прекрасная планета,

В сиянье солнечных лучей.

Люблю встречать твои рассветы

И слышать, как течет ручей.

Смотреть, как волны набегают

Играя галькой на ходу,

Как птицы с юга прилетают

К большому старому пруду.

Деревьев робкие листочки,

И запах трав в немой ночи.

Как на деревьях бухнут почки,

Как дятел по коре стучит.

Твои рассветы и закаты,

Равнины, реки и поля.

Все чем с рождением когда-то

Нас одарила мать Земля.


УДК 355.58

МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2010 Л.Н. Горина, Н Е. Данилина, А.А. Ковалева, Т.Ю. Фрезе

Тольяттинский государственный университет

Поступила в редакцию 14.05.2010

Учитывая разноаспектный подход к вопросам обеспечения экологической безопасности образовательных учреждений, с одной стороны, в качестве природопользователей, а значит эксплуатирующих природные ресурсы, с другой стороны, имеющих воздействие со стороны антропогенных источников: акустическая нагрузка, загрязнение воздуха, нарушение границ санитарно-защитной зоны и т.д., назрела необходимость системного рассмотрения указанных проблем и осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды и сохранение жизни и здоровья человека.

Ключевые слова: окружающая среда, образовательный процесс, экологическая безопасность, критерии оценки, комплексный мониторинг

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1). Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности -принцип приоритета публичных интересов.

В населенных пунктах Самарской области отмечается высокое загрязнение воздушного бассейна вредными веществами, а г. Самара, Тольятти и Новокуйбышевск относятся к городам России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основные источники выбросов вредных веществ в атмосферу -автотранспорт, предприятия машиностроения, энергетики, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности. Урбанизированная

Горина Лариса Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление промышленной и экологической безопасностью», E-mail: [email protected]

Данилина Наталья Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью». E-mail: [email protected] Ковалева Анна Александровна, аспирантка Фрезе Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью». E-mail: [email protected]

территория г. Тольятти, развитый автотранспортный комплекс позволяют считать, что работа над созданием комфортных условий работников и учащихся образовательных учреждений, с точки зрения, экологической и техногенной безопасности, является актуальной проблемой.

Анализ состояния окружающей среды в Самарской области и техногенной нагрузки (автомагистрали, промышленные предприятия, расположенные в жилой зоне, приборная база и др.) показывает, что проведение локальных природоохранных, противопожарных и санитарных мероприятий не позволяет эффективно решать проблемы экологической реабилитации и техногенной безопасности территории и охраны здоровья населения. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» , регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, а также платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3). Учитывая разноаспектный подход к вопросам обеспечения экологической безопасности образовательных учреждений, с одной стороны, в качестве природопользовате-лей , а значит эксплуатирующих природные ресурсы, с другой стороны, имеющих воздействие со стороны антропогенных источников:

акустическая нагрузка, загрязнение воздуха, нарушение границ санитарно-защитной зоны и т.д., назрела необходимость системного рассмотрения указанных проблем и осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды и сохранение жизни и здоровья человека. Решение этих проблем возможно в рамках реализации программно-целевых проектов. Одним из таких проектов является «Системная оценка экологической и техногенной безопасности образовательных учреждениях». На первом этапе исследования

в рамках реализации проекта была сформирована нормативно-правовая база. В этих документах регламентируются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений, обеспечению техногенной (пожарной и аварийной) безопасности. На втором этапе исследования была разработана система объективных критериев (табл. 1) для оценки экологической и техногенной безопасности внешней и внутренней среды образовательных учреждений.

Таблица 1. Критерии оценки экологической и техногенной безопасности

Наименование фактора Нормативный правовой документ

регистрация образовательного учреждения в качестве природопользо-вателя «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года), ст.69

наличие в бюджете организации средств на экологические платежи «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года), ст.69 «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18

наличие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18 «Об охране окружающей среды» (№7- ФЗ от 10.01.2002 г., ст. 5,14, 22, 41, 51 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

наличие проекта ПДВ и разрешения на выбросы «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года) «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ №96 от 04.05.1999 (в ред. На 31 декабря 2005 года)

наличие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ №96 от 04.05.1999 (в ред. На 31 декабря 2005 года), ст.1,18

наличие паспортов на опасные отходы «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.16 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 .06.2003 года №344 «О нормативах за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»

ежеквартальное представление сведений о выбросах, сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления в форме отчета Постановление правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, с изм, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П)

годовой отчет об образовании и обращении с отходами (форма 2 ТП - отходы) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 18 августа 2008 года №194 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей средой на 2009 год»

годовой отчет о выбросах в окружающую среду (форма 2-ТП воздух) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 14.07.2004 №28 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за окружающей средой»

подтверждение в форме отчета о неизменности технологического процесса образования отходов Приказ от 19 октября 2007 года №703 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Наличие свидетельств о классе опасности отходов Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»

наличие протоколов анализа отходов (при отсутствии ГОСТа на отходы) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»

наличие приказа о назначении ответственного за охрану окружающей среды и обращении с отходами «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г.

наличие документа, подтверждающего обучение руководителя учреждения по охране окружающей среды Федеральный закон №89 от 24 июня 1998 г. «Об отходах потребления» (с изм. на 08 декабря 2008 года), ст.71

наличие журнала учета отходов «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г.

уаличие договора с лицензированной организацией на транспортировку отходов (копия лицензии транспортирующей организации обязательна) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.3 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

наличие договора на переработку и захоронение отходов «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.3 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

наличие экологического паспорта ГОСТ 17.0.06-2002 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы»

Опытно-экспериментальная апробация системы оценки состояния внешней и внутренней экологической среды проходила на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ), муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, муниципальных образовательных учреждений и государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Результаты апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса представлены на рис.1, 2, 3, 4.

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного

процесса в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса колеблется в пределах 49-68%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия экологических факторов нормативным правовым документам.

Основные несоответствия во всех сферах образования выявлены по организационным критериям: регистрация образовательного учреждения в качестве природопользователя; наличие в бюджете организации средств на экологические платежи; наличие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

(ПНООЛР); наличие проекта ПДВ и разрешения на выбросы; наличие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; наличие паспортов на опасные отходы; осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду; ежеквартальное представление сведений о выбросах, сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления в форме отчета; годовой отчет об образовании и обращении с отходами (форма 2 ТП отходы); годовой отчет о выбросах в окружающую среду (форма 2-ТП воздух); подтверждение в форме отчета о неизменности технологического процесса образования отходов; наличие свидетельств о классе опасности отходов; наличие протоколов анализа отходов (при отсутствии ГОСТа на отходы); наличие приказа о назначении ответственного за охрану окружающей среды и обращении с отходами; наличие документа, подтверждающего обучение руководителя учреждения по охране окружающей среды; наличие договора с лицензированной организацией на транспортировку отходов (копия лицензии транспортирующей организации обязательна).

экологических факторов нормативным правовым документам.

Рис. 1. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса колеблется в пределах 49-68%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия

Рис. 2. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях среднего образования следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса колеблется в пределах 44-68%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия экологических факторов нормативным правовым документам.

Рис. 3. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в муниципальных образовательных учреждениях среднего образования

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса в высших учебных заведениях следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса

колеблется в пределах 59-72%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия экологических факторов нормативным правовым документам.

5 п 5044--------

40%--■- - - - - -

| й 30%--- - - - - -

^ / ^ / / ^ у У

Гос)п^)С1вем1ые обрззивэтелшые у^езденш высшего фофесакна/ънаго обраэованш

Рис. 4. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав и при этом распространяется как на граждан, так и на юридические лица, предопределяет и их ответственность за состояние

экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать профилактические (превентивные) меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник. - М.: Дашков и К, 2003. - 279 с.

2. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

3. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России учеб. и справ. пособие. Изд. 2-е. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 671 с.

4. ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года).

MONITORING OF ECOLOGICAL SAFETY IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

© 2010 L.N. Gorina, N.E. Danilina, A.A. Kovaleva, T.Ju. Freze Togliatti State University

Considering the different aspects approach to questions of maintenance the ecological safety of educational establishments, on the one hand, as nature user, and so maintaining natural resources, on the other hand, having influence from anthropogenous sources: acoustic load, air pollution, breaking the sanitary buffer borders, etc., has matured necessity of system consideration the specified problems and realization the complex of actions directed on improvement the condition of environment and preservation of life and health of the person.

Key words: environment, educational process, ecological safety, criteria of estimation, integrated monitoring

Larisa Gorina, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department "Management of Industrial and Ecological Safety". E-mail: [email protected] Natalia Danilina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department "Management of Industrial and Ecological Safety". E-mail: [email protected]

Anna Kovaleva, Post-graduate Student

Tatiana Freze, Candidate of Economy, Associate Professor at the Department "Management of Industrial and Ecological Safety". E-mail: [email protected]

Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, какие документы должны быть разработаны в образовательном учреждении по экологической безопасности?

Ответ

Ответ на вопрос:

Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию.

Документация может быть: обосновывающая; разрешительная; организационно-распорядительная; плановая; договорная; отчетная; внутренняя документация административного управления.

В данной ситуации, прежде всего, можно назначить лицо, ответственное за экологическую безопасность. Эти обязанности можно возложить на преподавателя-организатора ОБЖ или иного работника.

Примерная форма приказа:

(наименование организации)

П Р И К А З № 1

Г. Москва _______________20__года

О назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Назначить ответственным за охрану окружающей среды и обращения с отходами … (наименование должности) Иванова П.П.
2. Иванову П.П. вести учет хранения и передачи отходов сторонним организациям, имеющим лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

3. Иванову П.П. разработать, представить на утверждение до ______________20__ г.:

Положение о контроле в области обращения с отходами производства и потребления;

Порядок организации сбора, хранения, утилизации и вывоза отходов производства и потребления;

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор С.С. Сидоров

Ознакомлен: П.П. Иванов

Конкретный состав документации по экологической безопасности определяется в зависимости от характера и условий воздействия организации на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определ?нных документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения организацией установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;1абзац дополнительно включен с 1 августа 2011 года , утратил силу с 30 июня 2015 года - - см. ;

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;1государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

установление перечня загрязняющих веществ;

Интересная информация о профстандарте инженер-эколога по охране окружающей среды размещена здесь.

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;1установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий.