Портрет масляными красками для новичков. Как рисовать волосы Как нарисовать волосы масляными красками

Главная ошибка новичков - это вырисовывание каждой волосинки в попытке «обшерстить» всю голову несчастного портретируемого. Вид получается очень далеким от реальности. Не стоит также «закрашивать» всю шевелюру длинными штрихами, повторяющими изгибы прически. Ниже приведены примеры неверного подхода к рисованию волос.

Для начала прическу следует построить - да, как и череп. Новичок может возмутиться: как же так, в волосах разве есть жесткий каркас? Как же их строить? Каркаса в прическе, конечно, обычно нет (хотя всякое случается), но у нее определенно есть объем и форма, а любой объект, имеющий объем и форму, можно построить.

Выберите модель с максимально простой прической, забыв про сложные укладки. Стройте ее, как небольшое здание: прищурьтесь и определите, из каких простых форм состоит масса волос модели - кубов, шаров, параллелепипедов - и «наденьте» эти формы на заранее построенную голову. Проще всего на начальном этапе работать с ученическими копиями голов античных статуй: их прически уже упрощены так, что все формы и плоскости видны невооруженным взглядом. Всегда помните, что прическа имеет объем, даже если волосы почти «прилизаны» к голове. Не соблюдая это в рисунке, вы, как говорят преподаватели в вузах, лишите вашу модель «мозгов».

Не ленитесь строить хотя бы на начальных этапах, не переходите к соблазнительной прорисовке волосков слишком поспешно: помните, что даже если вы вовсе не проработаете детали прически, но достаточно грамотно «посадите» копну волос на голову модели, ваш рисунок будет все равно смотреться выигрышнее, чем если вы лишь скопируете контур и старательно заполните его множеством замысловатых завитков. Только так вы научитесь видеть объемы и вычленять главное. Это зачтется вам в будущем, и, развив мастерство, вы уже многое сможете делать «на глаз», не снося модели полголовы лихим замахом карандаша.

Закончив построения, разбейте вашу прическу на общие свет и тень - да, точно так же. как и голову. Опять же, не отвлекайтесь на яркие блики, обозначьте лишь основные тени, света и нейтральные тона. Используйте спасительное прищуривание! И не слишком давите на карандаш, штрихуйте легко - ведь это все еще не завершающий этап.

Начиная прорабатывать рисунок, опять не кидайтесь к рисованию «волосинок». Рисуйте пряди, и придавайте каждой из них завершенную форму с четко читающимся контуром. Вам нужно разбить крупную форму на более мелкие, при этом стараясь избежать раздробленности. Чтобы этого добиться, не штрихуйте слишком активно, намечайте общий контур и легко набрасывайте светотень - теперь уже на каждой отдельной пряди. Видите, как углубляется объем и прическа становится детальнее и реалистичнее?

И, наконец...

Лишь на завершающем этапе можно перейти к совсем мелким деталям - таким, как отдельные волоски. Хотя вам уже, наверно, жаль портить получившуюся красоту. В общем-то, вырисовывать каждую детальку прически уже и не понадобится, но можно придать ей «лоска». Наберите тон по всей прическе, усильте контраст. Теперь уже можно штриховать по росту волос, но не по всей прическе сразу, а по каждой нарисованной прядке. Нарисуйте выбившиеся волоски, подробнее проработайте локоны на переднем плане, а волосы на заднем немного «уведите» ластиком. Усильте тени перекрестным штрихом, а блики - вытерев их резинкой.

Итак. Давайте я покажу небольшой мастер-класс, каким образом я пишу маслом. Техника - многослойная живопись. Это живопись в несколько приемов, при этом каждый предыдущий слой краски должен высохнуть. Бывает еще живопись маслом в один прием, по-сырому, ее я использую реже и для новичков она, на мой взгляд сложнее, поэтому будем использовать первую технику.

Что нам понадобится:

Грунтованный катрон для живописи маслом

Масляные краски

Кисти плоские широкие и тонкая

Масло растительное рафинированное (в идеале льняное)

Палитра деревянная или пластиковая

Бумажные салфетки

Писать для большей легкости мы будем с образца - в данном случае, я брала фотографию лошадки. Вы можете распечатать мой рисунок и перевести его на картон, если срисовать с образца от руки покажется сложновато.

Картон в данном случае выбран небольшого размера 10х15 см. Если боитесь необходимости выписывать мелкие детали, возьмите формат чуть побольше, если рука не тренирована, детали выписывать будет легче.

Итак, у нас есть картон с контуром лошадки. У меня этот этап опущен, поскольку я пишу сразу краской, без прорисовки контура.

Этап первый

Закладываем основные цветовые и тоновые сочетания. Пусть вас не пугает, что все пока грубовато.

На этом этапе совершенно не нужно рисовать детали - глазки, и т.п. Наша задача - наметить основные объемы и отношения тонов. Главное определиться - что на катринке темнее, что светлее и сохранить эти тоновые отношения.

Кстати, начинать всегда лучше с самого светлого - в данном случае это - небо. Просто потому, что темную кисть, запачканную, скажем, зеленым цветом вам потом труднее будет хорошо отмыть, чтобы затем рисовать светлым.

Вы заложили основные сочетания, теперь работе нужно дать полностью просохнуть.

Второй этап

Работа просохла, теперь мы можем заняться уточнением. Если где-то промахнулись с габаритами объекта, композицией, то накладывая второй слой, мы исправляем все огрехи. Если на первом этапе важнее следить за тоновыми отношениями (светлое -темное), то на втором этапе можно уже следить за правильностью накладываемых цветов. Попасть в цвет окраса масти лошади, наметить цвет гривы, траву. Мелкие детали, глазки, цветочки, мы все еще не рисуем.

Снова даем работе просохнуть.

Третий этап


Теперь уже мы детализируем все складочки, все отливы на шкурке, прорисовываем гриву, глаза, рисуем на переднем плане желтые цветы.

Последний этап можно выполнять в том числе тонкой кистью. Первые этапы - закладываются плоской широкой кистью.

Вот и все! Попробуйте! Если есть в масле совсем новички, на все вопросы с удовольствием отвечу.

Напишите портрет маслом. Долго сохнущие масляные краски можно неспешно накладывать слоями друг на друга, постепенно добиваясь необходимой глубины тона.

Масляные краски долго сохнут, поэтому их удобно наслаивать друг на друга. Это свойство масляных красок делает их особенно удобным материалом для начинающего художника. Пока краска остается влажной, вы можете изменить мазок, добавить сверху новый слой краски или стереть излишки краски смоченной в скипидаре тряпочкой.

Работая над этим портретом, наш художник с помощью дополнительных слоев краски постоянно изменял оттенок телесного тона, поэтому на готовом портрете можно найти вкрапления самых различных цветов, включая оттенки зеленого, коричневого, красного, розового, желтого и оранжевого.

Прежде чем приняться непосредственно за сам портрет, профессионалы рекомендуют покрыть холст слоем цветной грунтовки, чтобы смягчить резкий белый цвет основы.
На таком нейтральном фоне удобнее выстраивать контрастные светлые и темные тона.

Лицо на этом портрете написано в смешанной технике живописи и рисунка. Наш художник начал со свободного линеарного наброска, после чего вделал тональный подмалевок. Затем он вновь вернулся к рисунку, чтобы уточнить черты лица, а завершил работу густыми мазками краски.

ПАЛИТРА ПОРТРЕТИСТА

Прежде чем начать писать маслом, смешайте несколько красок на палитре. После этого вам не потребуется каждый раз заново экспериментировать с красками для того, чтобы получить нужный цвет. Здесь показаны комбинации красок, которые наш художник использовал во время работы над портретом. В нижней части палитры показаны травянисто-зеленая краска и кармин, постепенно оставляемые желтым кадмием для получения телесного тона нужного оттенка.

Для урока рисования масляными красками понадобится:
Натянутый белый холст размером 74×61 см
Ветошь
Скипидар
11 масляных красок: сырая сиена, жженая сиена, желтая охра, розовая крапп-марена, синий кобальт, жженая умбра, титановые белила,травянисто-зеленая, желтый кадмий, черная краска, кармин
Большая палитра
Кисти: плоские №№4 и 6, плоская 13-мм, «орех» №6
Льняное масло
Уайт-спирит и банка для промывания кистей

1. Наносим тонированную основу

Смочите в скипидаре хлопчатобумажную тряпку и разотрите по холсту сырую сиену. Если потребуется, добавьте еще немного скипидара, чтобы слой краски получился светлым и прозрачным.

2. Начинаем рисовать портрет

Продолжая работать разведенной сырой сиеной, плоской кистью №4 набросайте основные черты лица и контуры плеч. Особое внимание обратите на то, как соотносятся друг с другом отдельные черты лица. В частности, проследите за тем, чтобы кончик носа находился на одной линии с контуром левой щеки,

3. Делаем подмалевок


Смешайте жженую сиену, сырую сиену и желтую охру и окрасьте затененную сторону лица. Введите в смесь еще немного жженой сиены и наметьте лежащую под носом глубокую тень. Подмешайте немного розовой крапп-марены и напишите участок промежуточного тона на лбу. Добавьте еще немного розовой крапп-марены и окрасьте правую щеку и губы. Приготовьте смесь синего кобальта, жженой умбры и белил и плоской 13-мм кистью нанесите подмалевок на задний план картины.

4. Начинаем окрашивать тени


Несколькими мазками закрасьте той же смесью рубашку мужчины, а затем вернитесь к его лицу. Кистью «орех» №6 окрасьте затененные участки лица имеющейся у вас смесью желтой охры, сырой сиены и жженой сиены. Добавьте на щеке и на нижней части носа несколько мазков смеси белил с розовой крапп-мареной, а затем нанесите на шею тонкий слой разведенной травянисто-зеленой краски.

Самое время сосредоточиться па игре светотени, оно поможет точнее описать черты лица. Забудьте на время о заднем плане - на этой картине он останется всею лишь грубо намеченным, поскольку главным в портрете всегда остается лицо.

5. Пишем освещенный участок лица

Опишите с помощью синего кобальта и травянисто-зеленой краски форму скулы. Смешайте желтую охру, желтый кадмий и большое количество белил и напишите освещенный участок лба над правым глазом.

6. Добавляем темные тона

Внимательно рассмотрите лицо своей модели, чтобы выделить на нем участки темного тона. После этого добавьте в черную краску немного жженой умбры и напишите тень под подбородком. Наметьте волосы на правой стороне головы. Затем подмешайте в смесь еще немного жженой умбры и нарисуйте брови мужчины и контуры его носа и рта.

Каркасный набросок
Прежде чем начать писать портрет, полезно потренировать свои руку и глаз, набросав его в какой-либо другой технике. Сделайте, к примеру, шариковой ручкой каркасный набросок, подчеркивающий формы лица и головы. Изучите изогнутые линии, проходящие на этом рисунке по лбу, - они описывают не тона и не детали, а передают закругленную форму этой части головы.

7. Уточняем тона

Добавьте в жженую умбру немного черной краски и нарисуйте заново контур подбородка. После этого покройте белилами неокрашенные участки рубашки. Закрасьте отдельные участки разного тона на лбу мужчины, смешивая кармин и желтый кадмий. Для создания тона на затененной стороне лица добавьте к смеси небольшое количество сырой сиены.

8. Возвращаемся к освещенным участкам

Подмешайте в белила немного желтого кадмия и напишите световые блики на освещенной, правой, стороне лица. Самые светлые участки расположены здесь над и под глазом, вдоль боковой стороны носа и на подбородке.

9. Работаем над светлыми тонами

Покройте ухо слоем белил, смешанных с небольшим количеством розовой крапп-марены. Затем подмешайте в белила немного желтой охры и желтого кадмия и напишите освещенные участки на лбу и на шее. На освещенные участки рубашки нанесите чистые белила. Добавьте в белила немного кобальта и 13-мм кистью перепишите часть заднего плана.

Используем муштабель
Муштабель (длинную прочную деревянную планку) чаще всего используют при работе над масштабной картиной маслом. Придерживая муштабель свободной рукой с одного края, другой край планки положите на край холста. Оперевшись на этот “мостик”, вы можете смело продолжать работу, не опасаясь размазать сырые краски на холсте.

10. Работаем над формой подбородка

Напишите затененные участки рубашки смесью синего кобальта с белилами. Перейдите на плоскую кисть №6 и скорректируйте форму подбородка, описав ее смесью травянисто-зеленой краски и белил. Добавьте в эту смесь немного жженой умбры и нарисуйте участки серого тона вокруг глазниц.

11. Рисуем детали

Уточните с помощью жженой умбры линию рта и складку над верхней губой. Нарисуйте смесью желтого кадмия и кармина край воротника. Добавьте в белила розовой крапп-марены, чтобы написать ушную раковину. Плоской 13-мм кистью уточните световые блики на щеке и над глазом.

12. Углубляем отбрасываемые тени

Добавьте в белила желтую охру и закрасьте освещенный сзади теплым светом участок на шее. Напишите лежащую на шее тень от воротничка смесью кармина, желтой охры и желтого кадмия. Затем смешайте кобальт с черной краской и нанесите темные тени на рубашке.

ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ

Теперь стоит потратить еще с полчаса на то, чтобы внести последние поправки, касающиеся цвета и тона. Кроме того, добавить портрет)’ выразительности можно за счет новых ярких световых бликов.

13. Добавляем световые блики на волосах

Падающий на темные волосы свет образует удивительные по оттенкам желтые и светло-коричневые блики. Напишите эти блики смесью желтой охры, травянисто-зеленой краски и сырой сиены в различных пропорциях.

14. Уточняем тона

Смешайте сырую сиену, кармин, желтый кадмий и розовую крапп-марену. С помощью плоской кисти №6 придайте красноватый оттенок затененной стороне лба и левой щеке. Следите за тем, чтобы направление мазков соответствовало форме лба. Затем уточните тон лежащей на шее тени от воротничка. Наконец удлините окрашенный светлыми желтыми тонами участок шеи до нижнего края уха.

А Телесные тона
На отдельных участках портрета хорошо заметны участки телесного тона красноватого оттенка. Таким образом художник воссоздал цвет загара, присущий коже изображенного им человека.
Б «Вылепливание формы» с помощью тона
Выпуклые формы - например, лоб - описаны в виде маленьких отдельных плоскостей, каждая из которых отличается по цвету и по тону.
В Без лишних деталей
Художник не стремился описать узор рубашки и ограничился тем, что изобразил падающий на рубашку свет. Благодаря этому внимание зрителя не рассеивается и взгляд притягивается к главной части портрета - лицу.

Категории: 1 сентября 2012

Рисование волос – проблема для вас? Этот процесс может стать кошмаром для новичков в рисовании. Из-за невероятного количества нюансов и деталей многие теряют терпение и воспроизводят лишь грязные каракули.

Но кошмаром рисование волос является лишь для немногих. Если изменить подход, ваши страхи останутся позади. В этом уроке я покажу, как нарисовать естественные волосы за 4 простых шага.

Инструменты, которые я использовала в этом уроке:

— карандаши (Derwent);
— механические карандаши с 0.5мм твердо-мягкими (НВ) и мягкими (4В) стержнями (Pentel);
— ластик-клячка.

План урока:

— 4 шага при рисовании волос;
— детальное рассмотрение небольших участков волос;
— как нарисовать вьющиеся волосы (мини-урок);
— как нарисовать короткие волосы (мини-урок).

Шаги, описанные ниже, помогут вам научиться рисовать все типы стрижек и причесок : длинные, короткие, прямые и вьющиеся. Не теряя времени, давайте сразу перейдем к уроку! Прежде чем вы начнете рисовать, вам нужно понять 4 вещи:

Объем, направление, сочетание света и тени и текстура.


  1. Объем

Знание величины объема поможет вам сделать набросок черепа, прежде чем вы начнете рисовать волосы. Если вы сначала нарисуете волосы без объемной формы черепа, волосы могут потерять часть объема, или же вы просто можете обрезать часть черепа. Волосы прилегают к голове, но не выглядят приклеенными к ней. Для большинства людей с длинными волосами расстояние между головой и высотой волос составляет около 2 см и, как минимум, по 2 см с каждой стороны.

  1. Направление

Чтобы волосы приобрели направленность, вам необходимо знать их структуру. Длинные волосы в спокойном состоянии направлены вниз, прилегают к голове и оборачиваются вокруг плеч. Они чем-то напоминают жидкость. Когда вы начнете делать набросок волос, прокладывайте простые и свободные штрихи.

  1. Сочетание света и тени (тени, полутона и света)

Волосы в своем большинстве находятся в тени, поэтому, прежде чем начнете изображать их, определите источник света и его влияние на тоновое соотношение волос.

Если вы работаете с фотографией, где свет не слишком яркий, попробуйте повысить контраст фотографии через фоторедактор (например, GIMP), чтобы вам было проще выделить три типа тонов.

Пример такой фотографии:

Когда вы закончите с повышением контраста, начните рисовать ограничивающие линии между накладывающимися друг на друга локонами. Определите, на какие из них будет падать свет и затем выделите эти области, воспользовавшись техникой линейного затемнения других прядей. Прокладывайте тени параллельно освещенным участкам. Если для вас сложно следовать деталям, этот шаг поможет вам проследить за общим освещением, и вы можете уверенно прорисовывать отдельные волоски в дальнейшем.


  1. Текстура

В среднем на голове человека растет 150 тыс. волосков. Одна лишь мысль об этом пугает. Во-первых, вам не нужно тщательно прорисовывать волосяной покров. На самом деле, с этим шагом можно справиться настолько быстро, что он может даже стать вашим любимым. Важнейшим моментом здесь является уверенное нанесение штрихов и соблюдение постоянности в их направлении.

Совет: вы можете добиться плавности и продолжительности длинных линий, если будете руководить карандашом с опорой на локте и плече, не опираясь на пальцы и запястье.

Работайте над одной частью волос по порядку, соблюдая направление волос. В темных участках можно не бояться давить сильнее на карандаш (для таких участков я использую мягкие карандаши – 6В или 8В). Чтобы выделить света, поверните ластик ровной стороной наружу и аккуратно стирайте нарисованное в нужном направлении. Ластик может сразу стать грязным после первого же подхода, поэтому рекомендуется чистить его после каждого движения вниз.

Можете добавить больше деталей или убрать что-то в зависимости от того, насколько реалистичным вы хотите сделать рисунок.

Давайте рассмотрим поближе процесс рисования небольших участков волос:

Когда вы работаете над первым слоем штрихов, я рекомендую использовать разные по толщине стержни карандашей. Я беру тупые, заточенные и механические карандаши. Когда вы прокладываете каждый из штрихов, не забывайте оставить место, куда падает свет, незаштрихованным. Направляйте штрихи к блику, чтобы они постепенно затухали в центре локона.

Добавляем второй слой штрихов. На данном этапе я обычно выбираю 0.5 мм карандаш от НВ до 4В для прорисовки четких линий и затупившийся карандаш 6В для заполнения просветов, чтобы они не выглядели слишком частыми.

Продолжайте в том же духе, пока результат не станет вас устраивать. Если вы хотите сделать блики зеркально яркими или же показать преобладание света на рисунке, постарайтесь не закрашивать блики совсем. Если необходимо, используйте ластик.

Что касается кончиков, выполняйте штрихи по направлению изнутри, чтобы волосы с постепенным сужением не выглядели обрубленными.

Полезные техники

Рисование волос – это не случайное скучное расположение линий в определенной последовательности. Попробуйте эти четыре техники для оживления своего рисунка:



Если вам сложно рисовать волосы длинными линиями, потому что ваши штрихи слишком короткие или обрубленные, попробуйте взяться за карандаш подальше от кончика. Так у вас будет больше свободы в движении и рисовании длинных ровных штрихов.

Готовы попрактиковаться? Давайте воплотим эти шаги и техники в двух мини-заданиях ниже! Я использовала карандаши 4В, 6В и 8В.

Как нарисовать вьющиеся локоны

Рисование вьющихся волос – довольно забавное и полезное задание для выработки уверенности на этапе создания текстуры.


  1. При рисовании кудрей отталкивайтесь от формы цилиндра. Это поможет вам изобразить естественные объемные локоны.
  2. Иногда помогают ассоциации. Сравните вьющийся локон с лентой. У них много колец, которые становятся шире ближе к верху. Рисуйте в основном дугами и избегайте прямых линий, чтобы не нарушать естественность и направленность. (4В)
  3. Обратите внимание на освещенные участки волос и их последовательность. Например, свет расположен по центру. Вы можете заметить, что те волосы, которые находятся спереди, ярче, чем волосы сзади. (6В)
  4. Для создания текстуры рисуйте быстрыми штрихами. Забудьте о неестественных линиях, добавляя в нужных местах выбившиеся и накладывающиеся друг на друга пряди. Подойдите к делу с творческой стороны и находите в исходнике или зеркале источник вдохновения. (4В, 8В)

Как нарисовать короткие волосы

Процесс рисования коротких волос ничем не отличается от рисования длинных, за исключением того, что вам не нужно захватывать большой участок бумаги, так как пряди здесь короче.


  1. Выстройте форму головы и поместите ухо в предназначенное для него место. (4В)
  2. Нарисуйте свободный контур расположения волос штрихами, которые сразу будут указывать направление волос. (4В)
  3. Затемните участки с тенями, не забывая о том, что это необходимо для обзора всей картины. (6В)
  4. Добавьте текстуру, работая над каждым участком за раз. Разделение волос на группы и последовательное текстурирование – полезная техника. Если волосы тонкие, рисуйте пряди в форме буквы V, чтобы показать истончение волос на кончиках. Помните также о том, что густые волосы обычно не имеют такой формы на кончиках. Они будто существуют сами по себе. (4В, 6В, 8В)

Перевод статьи с сайта rapidfireart.com.

Очевидно, что рисовать волосы – это не тоже самое, что рисовать, к примеру, лицо. Волосы не имеют каких-то четких очертаний. Невозможно сказать, где именно нарисовать прядь волос. У волос нет анатомии, точно можно определить лишь их объем и как должны лежать пряди, да и здесь можно легко ошибиться, учитывая, к примеру, лак для волос и т.п. И все же это возможно. С помощью некоторых хитростей и приемов можно добиться довольно реалистичной картинки, именно этому посвящен данный урок.

По ходу урока вы узнаете некоторые приемы, они описаны на картинках, которые вы встретите в тексте. На некоторых картинках указаны используемые в уроке кисти, на других – небольшие замечания и советы, относящиеся непосредственно к данному уроку.

Инструкции: В первую очередь вам нужно решить, какого цвета будут волосы, которые вы нарисуете. Я выбрала темный, коричневый цвет, с золотистым отливом. Самый темный цвет, который я выбрала для них – почти черный. Это подойдет практически для всех оттенков – даже для совсем светлых, когда вам придется рисовать поверх темного тона, но лучше сделать так, чем делать его слишком светлым. Как только вы выбрали цвета (выберите один светлый оттенок, два полутона и один темный), набросайте очертания волос.

Важно: Если вы хотите получить по настоящему красивые рисунок – работайте на СЛОЯХ БОЛЬШОГО РАЗМЕРА! Даже если вы собираетесь приложить это изображение к фотографии в полный рост, все равно рисуйте его в большом размере, а потом подгоняйте под свое изображение.

Распространенные ошибки: Начинать со светлого цвета и потратить кучу времени на то, чтобы сделать его потом темнее. Лучше делать все наоборот. Что касается кожи, лучше начинать с полутонов, но в случае волос – всегда нужно начинать с темного тона. Самая большая ошибка: не осознавать до конца, что для волос нужна большая детализация, которую вам никогда не даст изображение размером 500x500 пикселей. Если вы хотите, чтобы ваше изображение выглядело достаточно четко, работайте на слоях большого размера.

Инструкции: Следующий шаг – рисование больших прядей волос. Мягко наметьте области, где, как вы думаете, локоны могли бы лежать. Хитрость в том, чтобы не думать о волосах, как о множестве отдельных прядей, а представлять большую область, над которой потом вы поработаете более детально, вырисовывая пряди. Выберите цвета – для начала два полутона, которые вы отобрали. Светлые тона пока использовать не надо.

Распространенные ошибки: Многие начинают рисовать волосы с прядей. Некоторые даже не делают набросков, а рисуют сразу, прядь за прядью одну поверх другой. В конце концов, это выглядит как стог соломы. Волосы естественным образом разделены на пряди. Очень сложно получить такой результат, если вы не рисуете их секциями – вам придется каким-то непостижимым образом нарисовать каждую прядь отдельно и как-то придать им этот естественный облик.

Инструкции: Выберите и постарайтесь примерно обрисовать пряди, особенно уделяя внимание будущим кончикам, сделайте их немного подкрученными. Очень хорошо, если вы уже на этом этапе четко увидите для себя, как должны лежать пряди волос на конечном рисунке. Дальше мы будем делать рисунок все более и более детальным, и если вы потом осознаете, что ошиблись на данном этапе, это будет, по меньшей мере, досадно.

Поэтому не торопитесь, убедитесь, что пряди лежат правильно, учитывая, к примеру, ветер, общий вид и вообще, нравится ли вам сама прическа.

Распространенные ошибки: Не учитывать ветер – например, юбка на изображении развевается в одну сторону, а волосы в другую. Не учитывать вес волос (короткие волосы обычно более мягкие и легкие, длинные волосы тяжелее) или эффект от каких-либо предметов (ободок прижимает волосы, бант наоборот поднимает).

Инструкции: Здесь начинается самое главное. Теперь можно подумать о том, как должен падать свет, о том, как влияют цвета вокруг (цвет фона, например), но самое главное – смягчить грубые участки, придав им плавности и динамики. У меня для этого есть идеальная кисточка. Когда мне нужно быстро смягчить линии волос, я использую обычную круглую мягкую кисть (round brush) , но когда мне нужно придать отдельным участкам лишь слегка мягкий вид, я использую кисть, которая четкая с одной стороны и размытая с другой (как на картинке). Советую вам сделать и себе такую.

Попробуйте разбить уже нарисованные большие участки волос на меньшие секции, но оставляя и большие тоже. Сделать это на самом деле сложнее, чем сказать.

Распространенные ошибки: Рисовать поверх больших участков. Нет, нет и нет! Они нам все еще нужны, мы как бы просто добавляем новые.

Инструкции: Продолжаем как разделять большие участки волос, так и смягчать их края. Как только у нас получились более самостоятельные пряди, уже на этом этапе они должны начать выглядеть как настоящие волосы. Продолжаем, используя только мягкие кисти. Не беспокойтесь, что результат будет выглядеть слишком мягким и смазанным. Это мы исправим позже. Не забывайте, что разные пряди влияют друг на друга. Так, где они располагаются рядом или налегают друг на друга, должна быть либо тень, либо они должны сливаться.

Распространенные ошибки: Начинать прорисовывать отдельные пряди на этом этапе. Конечно, не хочется ждать так долго, т.к. детализация – самое интересное в этом деле, но когда вы рисуете волосы, лучше с этим не торопиться.

Инструкции: Небольшая хитрость. Даже при том, что мы будем прорисовывать детально все волосы, нет необходимости делать это слишком уж тщательно. Выберите одну прядь, которая привлекает больше всего внимания. Все, что мы будем делать со всеми волосами, мы сделаем вдвойне с этой прядью. Текстура и уровень детализации этой пряди окажут существенное влияние на всю остальную картинку даже при том, что все остальное не будет так сильно детализовано.

Я выберу прядь, которая ниспадает сбоку. Как только вы выбрали прядь, выберете текстурную кисть «шпатлевка» (spackled brush) и с очень легким нажимом просто следуйте по линии локона к самому его кончику. Повторите движение снова и снова короткими мазками, время от времени выбирая нужный цвет (нажимайте клавишу Alt когда используете кисть). Таким образом, вы внесете очертания локона, оставив более тонкие, отдельные пряди. Текстурная кисть (spackled brush) даже на данном этапе поможет добавить легкую текстуру изображению.

Распространенные ошибки: Неестественно лежащие пряди. Потратьте время, изучая, как должны лежать пряди волос так, чтобы это выглядело естественно. Как пряди и локоны завиваются и как влияют друг на друга. Есть некоторые нюансы естественного вида волос, если только они не уложены большим количеством лака, например.

Инструкции: Остановитесь на секунду и осмотрите свою работу. Сейчас самое время определить для себя конечный вид прядей, потому что дальше мы будет прорисовывать все более детально, и будет очень сложно исправить что-либо в дальнейшем. Красивые волосы должны иметь четкие, естественные линии и очертания. Даже небрежные кудрявые волосы выглядят лучше, когда пряди струятся и смотрятся красиво все вместе, чем когда они как будто просто сложены друг на друга. Создайте отдельный слой и нарисуйте яркие стрелки по линиям ваших прядей. Они все направлены в разные стороны? Если так, скорее всего вам лучше поправить их, если вы, конечно, не рисуете волосы в движении или, например, хотите получить милую, небрежную прическу. Если все в порядке, повторите шаг 6 для всей прически.

Распространенные ошибки: Увлекаться рисованием струящихся волос. Конечно, большая объемная прическа – это хорошо, но 80е давно закончились. Лучше немного недоделать, чем перестараться.

Инструкции: Вот мы и добрались до детализации. Здесь нет никаких уловок и хитростей. Мы просто создаем новый слой. Выбираем обычную, круглую кисть (round brush) и рисуем пряди прямо по тем мазкам, которые у вас есть. Сначала используйте темный цвет. Останавливаемся, растушевываем немного с помощью по направлению пряди. Затем рисуем новые пряди поверх этих, но выбираем более светлый цвет. Останавливаемся, растушевываем. Повторяем снова. Выбирайте цвета локонов, которые у вас уже есть под теми прядями, которые рисуете, и следите за тем, чтобы не терялась форма, которую вы уже создали – поскольку вы рисуете это на новом, отдельном слое, не бойтесь стирать некоторые участки, чтобы проявить текстуру, которая у вас уже есть на нижнем слое.
В принципе, ваши волосы уже достаточно хорошо прорисованы и видна текстура, так что нет особой необходимости очень стараться на данном этапе. Они смотрелись уже достаточно хорошо даже до того, как вы начали их прорисовывать.

Распространенные ошибки: Полностью игнорировать форму, которую вы уже создали до этого. На этом этапе очень легко можете ошибиться и вернуться к принципу «каждый волос сам по себе». Конечно, можно рисовать отдельные пряди, но они должны быть как бы все вместе. Они должны быть единым целым. Одна переплетаться с другой, соединяться, струиться в унисон.

Инструкции: Теперь – текстуры. Как только вы закончили с прорисовыванием, время переходить к текстурам. Самый лучший способ завершить этот вихрь прядей – это рисовать прядь за прядью поверх друг друга, затем снова поверх друг друга, но уже на новом слое. Сделайте не меньше пяти слоев, установите для них разную степень непрозрачности (opacity) , растушуйте каждую прядь индивидуально либо с помощью текстурной кисти (spackled brush) , либо с помощью фильтра Размытие (Filtres – Blur) .


Используя кисти разного размера, от большой до совсем маленькой, вы создадите своеобразный обман зрения, когда будет казаться, что тонкие пряди есть даже там, где их на самом деле нет. Помните нашу прядь, которая будет в два раза более детальной? Обратите внимание на нее.

Распространенные ошибки: Думать, что каждая отдельная прядь должна быть прорисована по всей голове. Когда я говорила о том, что детализация – это хорошо, я не имела ввиду, что все должно быть настолько детально.

Инструкции: Теперь соединяем все получившиеся у нас слои (Flatten image) . В случае, если у вас к этому времени уже очень очень много слоев, добавьте еще один слой поверх вашего единого получившегося слоя и установите на нем «Мягкий свет» (Soft Light) .

Теперь сделаем кое-что, что выглядит достаточно странно, но зато это придаст необходимый эффект нашим волосам, если смотреть на них с небольшого расстояния.
Возьмите кисть, любую кисть и сделайте её достаточно маленького размера. Затем возьмите любой из используемых вами цветов, установите его как фон (background color) и еще один цвет как основной цвет кисти (Foreground color) . Заходим в настройки кистей (сверху: Window , далее Brushes ), выбираем вкладку Динамика Формы , затем Нажим Пера (Shape Dynamics - pen pressure ) и и делаем небрежные мазки по волосам, меняя цвета по ходу изменения цвета прядей, установите уровень непрозрачности слоя ниже, все это придаст текстуру и глубину общему облику волос. Если вы используете темные цвета, это также добавит контраст, который придаст реалистичность.


Распространенные ошибки: Не уделять внимание текстурам. Очень важно придать волосам жизнь, даже если кажется, что это полное безумие, не оставляйте это без внимания.

Инструкции: Увеличьте изображение, вы увидите, что волосы уже выглядят достаточно хорошо. Если вы не хотите больше ничего делать, может остановиться на этом этапе.

Теперь, когда мы лучше видим общую картину волос, можно зафиксировать прическу. В некоторых местах их нужно прижать, в других наоборот сделать как бы свободнее, чтобы форма соответствовала локонам и прядям, которые вы нарисовали. Используя хитрость, когда вы рисуете отдельные пряди на разных слоях и слегка их растушевываете, следуйте очертаниям волос и слегка подкрутите их. Они все еще выглядят мягкими и гладкими, но теперь в них больше жизни.

Инструкции: Чтобы соединить концы прядей, используйте мягкую кисть. Здесь невозможно перестараться, если конечно не слишком увлекаться этим, и если использовать темный цвет – в некоторых местах это будет выглядеть, как будто пряди оттенены. Если ваши волосы длинной по плечи, как на данных рисунках, их цвет очень хорошо разбавляет монотонность цвета кожи. Если в вашей прическе есть челка, сделайте тоже самое с челкой, но чтобы она выглядела не так перисто, а более мягко, иначе это будет выглядеть не очень красиво.

Распространенные ошибки: Оставлять волосы в незавершенном, массивном виде. Конечно, вы уже прорисовывали концы прядей и смягчали их, но все же потратьте еще немного времени на это, просто для перестраховки.

Инструкции: Я уже упоминала выше о детализации. Этого эффекта очень трудно добиться, если не следовать всем предыдущим шагам, а также если вы не представляете четко, как вообще ведут себя волосы. Если рисунок вам нужен срочно, найдите какую-нибудь фотографию и рассмотрите внимательно – это должно помочь. Либо поставьте зеркало рядом с компьютером. Конечно, если у вас короткие волосы, это усложняет дело, но даже короткие волосы могут помочь.

Используйте очень тонкую кисть и сначала следуйте по ходу прядей с легким нажимом, затем отклонитесь от направления и рисуйте поперек других прядей. Это занимает очень много времени и требует большой тщательности. На самом деле делать это не обязательно, но результат стоит того. Все эти отдельные пряди необходимо делать на отдельных слоях. Большой плюс рисования прядей на отдельных слоях в том, что вы можете смягчать, оттенять и растушевывать каждую отдельную прядь, чтобы она лучше вписалась в общую картину. Все время следите за тем, как должен падать свет и как естественно должны лежать ваши пряди.

Другой большой плюс рисования каждой пряди на отдельном слое в том, что вы можете стереть, растушевать, размыть ваши пряди и сделать с ними все что угодно пока они не приобретут тот вид, которого вы от них добиваетесь. Все это звучит немного сложно, но это не так. Это сложно только до тех пор, пока вы пытаетесь понять, как же их нарисовать. Дальше все просто.

Распространенные ошибки: Делать слишком много отдельных прядей и в конце концов получить неподвижную, неживую картинку. Делать их слишком очевидными или слишком контрастными, либо не добавлять каждую отдельную прядь в общую прическу так, чтобы она туда вписывалась, в результате чего у вас получится что-то вроде новой прически для Барби.

Инструкции: Осталась всего пара шагов до конечного результата. Добавьте еще парочку заметных прядей, ниспадающих вдоль всей прически. Если вы пропустили предыдущий шаг, не пропускайте этот. Он помогает придать законченный вид вашей прическе с помощью нескольких игривых локонов.

Хитрость здесь в том, чтобы эти пряди выглядели так, как будто они и правда выбились из основной прически, например из-за ветра. Чтобы добиться более реалистичного эффекта, можно добавить небольшую тень, падающую от этих прядей на остальные волосы, чтобы сделать их более видимыми и создать ощущение того, что они как бы развиваются по ветру.

Распространенные ошибки: Эти пряди не должны быть слишком очевидны, слишком заметны и контрастны, если только вы не имеете ввиду, что их действительно раздувает ветер или, например, задумали нарисовать слегка растрепанную прическу. Это один из тех штрихов, которые делают картину завершенной. Но, в то же время, они могут и испортить ее. Так что будьте осторожны с этим.

Вот и все. Наши волосы готовы. Надеюсь, этот урок вам помог.