Приставной шаг
Подводящее упражнение к шагу галопа. Может выполняться вперед, назад, в сторону, сноска и на носок.
И.П. – правая нога впереди, руки на поясе.
1 – скользя правым носком вперед по полу, шаг на всю стопу, левая - сзади на носке.
2 – скользящим движением по полу приставить левую в И.П.
Методические указания:
Движение всегда начинают с одной ноги, а заканчивают другой. Шаг левой ногой – приставить правую.
Шаг галопа
Выполняется вперед, назад и в сторону. Начинается он скользящим движением ноги вперед или в сторону с легким сгибанием ног в коленях, затем следует толчок и отрыв от пола. Приземление бесшумное, перекатом с носка, мягко сгибая колени.
1. Повторить приставной шаг.
2. Выполнить приставные шаги в ускоряющем темпе, затем добавить подскок в момент приставления ноги.
Методические указания:
Шаг начинается с одной ноги, а приземление происходит на другую ногу. Туловище вперед не наклоняется, сохранять хорошую осанку, голову чуть приподнять.
Переменный шаг
Подводящее упражнение к шагу польки. Он состоит из двух шагов: приставного шага и шага с впереди стоящей ноги. Следующий переменный шаг выполняется с другой ноги.
И.П. – правая нога впереди.
1 – 2 приставной шаг с правой ноги вперед
3 – шаг правой вперед, левая - сзади на носке
4 – левую скользящим движением по полу (слегка разгибая) разогнуть вперед – книзу. Тоже с другой ноги.
Последовательность обучения:
1. Повторить приставной шаг.
2. Выполнить переменный шаг вперед в медленном темпе, без музыки.
3. В нужном темпе и под музыку.
Методические указания:
Шаги выполняются с носка. Ногу приставляют в 3 позицию движения ног, сопровождают движением туловища и головы (с какой ноги выполняют шаг, в ту же сторону поворачивают голову и плечи).
Шаг польки
Это переменный шаг выполняется легкими прыжками.
И.П. – 3 позиция ног. Правая - впереди, руки на поясе.
«и» - небольшой поскок на левой, правая вперед – книзу
1 «и» - приставной шаг вперед с правой, выполненный чуть заметным прыжком.
2 – небольшой шаг вперед правой.
«и» – небольшой прыжок на правой, левую вперед – к низу.
То же с другой ноги.
Последовательность обучения:
1. Повторить переменный шаг.
2. Выучить поскок.
3. Соединить поскок с переменным шагом.
4. Выполнять шаг польки в медленном темпе, а затем в нужном темпе и под музыку.
Методические указания:
Полька выполняется легко, изящно, обязательно выполнять повороты головы в сторону шага. Музыка: «Полька Янка»
Шаг вальса
Вперед, назад, в сторону и с поворотом кругом. Вальсовый шаг вперед и назад исполняют тремя небольшими шагами.
1 шаг – перекат с носка на всю стопу, слегка сгибая колено, делают на сильную долю такта.
2 и 3 шаг - на носках.
Притопы – одно из основных движений, соответствует веселой, плясовой музыке – энергичные сильные притопы, следует поднимать ногу выше и быстрее, а опускать чуть тише. Колено опорной, ноги должно слегка пружинить.
Притопы одной ногой – активизируют детей при повторении пляски менять ногу. Чтобы не выносили ногу далеко вперед, руки ставить на пояс кулачками.
Притопы двумя ногами попеременно – это быстрые топчущие шаги на месте. Колени должны сгибаться, корпус держать прямо – музыка задорная, шутливая.
Переменные притопы – делаются то одной, то другой ногой с приставлением топнувшей ноги, обратно к опорной: на «раз» топнуть ногой впереди себя, на «два» приставить ногу к ноге, потом то же с другой ноги. Корпус во время движения необходимо держать прямо.
Выставление ноги на пятку или на носок – нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело. На носок нога мягко выставляется вперед, подъем выпрямляется. Ногу выставлять недалеко от опорной, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.
Прыжки с выбрасыванием ног вперед – делать очень сильными, при движении корпус должен быть спокойным, чуть откинутым назад. Руки на поясе или скрещены на груди, носок слегка повернуть наружу.
Боковой галоп – характер движений полетный, легкий правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше.
Шаг с притопом на месте. На «раз» делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой. На «два» притоп правой ногой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на «раз» шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой, на «два» - притоп левой впереди правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп (на «два»).
Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Носит задорный характер и очень нравится мальчикам. Представляет собой пружинящее полуприседание и выпрямление ног на счет «раз-и», на «два» правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело «смотрит» вверх, левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет «раз» правая нога одновременно с полуприседанием приставляется к левой, на «два» выставляется вперед левая нога.
Звонкие ладошки. Хлопки в ладошах используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. По своему выразительному значению они близки к притопам. Следует с самого начала обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должны уметь хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой. Складывают на груди или ставят на пояс кулачками. Их можно отвести слегка в стороны, ладонью вперед. Встречаются хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В таких случаях не следует показывать ребенку ритм хлопков, а надо предоставить ему возможность самому найти его. Вариантов хлопков может быть множество. Желательно каждому дать название, чтобы наполнить движение эмоциональным смыслом.
«Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
«Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
«Тарелочки» - скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.
«Ловлю комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
«Бубен» - хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
«Подушечка». Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками впереди и сзади корпуса.
«Вертушки». Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.
Маховые движения
«Ветерок» - перекрестные движения рук над головой. В работе участвует плечо, предплечье, кисть.
«Ленточки» - попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.
«Волна» - плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичного движения плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую, плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
«Поющие руки». Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно «собирая» перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад. Исходное положение ног естественное. На «раз» носки соединяются, пятки разводятся в стороны, на «и» пятки соединяются, а носки разводятся в стороны и т.д. Соединяются по очереди то носки, то пятки. При движении вправо, соединяя носки, надо опираться на пятку левой ноги и на носок правой. При движении влево – наоборот.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателя
Специальность 34.02.01 Сестринское дело с базовой подготовкой
Дисциплина: «Физическая культура»
Раздел: «Профессионально-прикладная физическая подготовка»
Тема: «Гимнастика»
Практическое занятие № 30 «Шаг «польки», шаг «заступа», шаг «подскока»
Практическое занятие № 31 «Совершенствование шага «польки», шага «заступа», шага «подскока»»
Барабинск, 2015 г.
Рассмотрена на заседании ЦМК ОГСЭД
протокол № __________
от «___»_____________2015г.
Председатель ЦМК
Хританкова Н.Ю.___________________
Разработчик: М.А. Щербакова, преподаватель высшей квалификационной категории
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 4
2. ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 5
3. Комплекс упражнений для разминки 7
4. Изложение нового материала 11
5. Вопросы для закрепления знаний 16
6. Эталоны ответов на вопросы 16
7. Критерии оценок………………………………………………………………....16
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………17
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Вид занятия – практическое занятие
Продолжительность – 90 минут
Цели занятия:
Образовательные:
формировать знания о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
формировать знания об основах здорового образа жизни.
Развивающие:
формировать умения использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные:
воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде.
Методы обучения:
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Поточный
Место проведения: спортивный зал
Кол-во занимающихся: 16 студентов
Инвентарь: свисток
Мотивация и актуальность темы
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
||
преподавателя | студентов |
|||||
Организационный этап | Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Студенты строятся в одну шеренгу. Физорг сдаёт раппорт | Журнал, спортивная форма |
||
Мотивационный этап | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | |||
Цели занятия | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Методическая разработка занятия |
|||
Разминка | Постепенно и функционально подготовить организм к предстоящей работе | Инструктирует и контролирует выполнение упражнений, следит за правильностью их выполнения | Выполняют упражнения | Приложение 1 |
||
Изложение нового материала | Способствовать развитию формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде | Излагает новый материал, демонстрирует технику танцевальных движений | Слушают, повторяют движения за преподавателем | Приложение 2 |
||
Выполнение упражнений для закрепления техники танцевальных движений | Закрепление выполнения техники танцевальных движений | Инструктирует и контролирует выполнение фаз техники танцевальных движений, обсуждает правильность выполнения техники движений | Выполняют фазы техники танцевальных движений | Методическая разработка занятия |
||
Задания для внеаудиторной работы студентов | Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительно- го характера | Посещают различные формы внеаудиторных занятий в спортивных секциях, клубах (в колледже – секция по баскетболу, ОФП, вне колледжа – секция по волейболу, лыжам, легкой атлетике и т.д.) | ||||
Подведение итогов | Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении | Приложение 3 |
Комплекс упражнений для разминки
Перестроения на месте: |
||||
Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1). | По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. |
|||
2. Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся! Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2). | По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. |
|||
3.Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) Стройся!"(рис. 3). | Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три |
|||
Общеразвивающие упражнения в движении: |
||||
а) ходьба на носках, руки на поясе; | Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод. |
|||
б) ходьба на пятках, руки за спиной; | 0,5 круга | Соблюдение правильной осанки. Соблюдение дистанции (вытянутой руки) |
||
в) ходьба на внешнем своде стопы; | Спина прямая |
|||
г) ходьба на внутреннем своде стопы; | Руки на поясе, спина прямая |
|||
д) ходьба с перекатом с пятки на носок; | Отталкиваться двумя ногами одновременно | |||
е) руки вперед, в полуприседе; | Восстанавливаем дыхание |
|||
ж) ходьба в полном приседе; | Руки на колени, спина прямая |
|||
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед. | Отталкиваться двумя ногами, руки на колени |
|||
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег. | Соблюдать дистанцию вытянутой руки |
|||
Общеразвивающие упражнения на осанку: | ||||
1. И. п. - лечь на спину, опереться локтями о пол. Опираясь на затылок, локти и ягодицы, возможно больше прогнуться и возвратиться в исходное положение. | Прогнуться в спине | |||
2. И. п. – упор, сидя на пятках, «Волна» туловищем: согнув руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника, затем, разгибая ноги и касаясь грудью пола, перейти в упор лежа. Возвратиться в исходное положение. | Больше прогнуться в грудном отделе позвоночника |
|||
3. И.п. - встать на четвереньки. Выгнуть спину возможно выше кверху, втянув в себя живот, не отрывая ладони и колени от опоры. Медленно вернуться в исходное положение. | Выгнуть спину |
|||
4. И. п. - то же, что и в упражнении 3. Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу, руки при этом не сгибать, на пятки не садиться. | Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу |
|||
5. И. п. - ноги врозь. Прогибаясь назад, опуститься в мост. | 2-3 раза раз | Прогнуться назад |
||
Комплекс подводящих упражнений: |
||||
1. Приставные шаги вперед, в сторону и назад | Носок оттянуть |
|||
2. Переменные шаги вперед, в сторону и назад | Носок оттянуть |
|||
3. И. п.- правая вперед на носок, руки на пояс. Небольшой прыжок на левой ноге, слегка приподнимая правую над полом. | Следить за вытянутым положением ноги |
|||
4. И. п. - то же. «И». Небольшой прыжок на левой ноге, правая вперед-вниз. 1 - 2. Шаг на правую ногу, левая сзади на носке. 3-4. Шаг назад на левую ногу, правая вперед на носок. | Смотреть вперёд, не наклоняться |
|||
5. И. п. - о. с, руки на пояс. Повторить упражнение «4», возвращаясь в и. п. на счете 3-4 | Носок оттягивать |
|||
6. И. п. - III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И». Небольшой прыжок на левой, правая вперед-вниз. 1 - «и». Приставной шаг с правой ноги. 2. Шаг правой, левая нога сзади на носке. «И». Небольшой прыжок на правой ноге, левая нога вперед - вниз. 3- «и» - 4. |
Использование на занятиях физической культуры элементов народных танцев развивает координацию движений, воспитывает умение сохранять в движении красивую осанку и содействует поднятию эмоционального состояния занимающихся. Pulka – половинка). Обучающиеся стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение: ноги в первой позиции, руки кладут на пояс. Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок вперёд и вернуться в исходное положение. Такт 2. Выдвинуть вперёд на носок левую ногу. Такт 3 - 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны. Такт 5 - 8 . Повторить движение тактов 1 - 4. Такт 9 - 10 . Выдвинуть правую ногу на носок в сторону (движения повторить дважды). Такт 11. Описать носком правой ноги полукруг вперёд в сторону - назад. Такт 12. Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении (назад в сторону – вперёд). Такт 13 - 16 . Повторить движение тактов 9 - 12 левой ногой. Такт 17 - 18. Подняться на высокие полупальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды. Такт 19 - 20 . Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения (одно встряхивание на восьмую долю). Такт 21 - 28. Повторить движение тактов 1 - 8 (выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полуприседания).
Шаг польки - это переменный шаг, выполненный легкими прыжками. Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом. Шаг польки вперед
Шаг польки назад И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс
Шаг польки с поворотом кругом И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс.
| Вопрос 1. Вопрос 2. Почему танец назвали Полькой? Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полуприседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз (встряхивать почти одним пальцем), движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны вниз, затем кладутся на пояс в такте 21. Вопрос 3. В польке назад приставные шаги выполняются шагом галопа (также, как и в польке вперед). Тело поворачивают в сторону одноименной ноги, делающей шаг назад, голова поворачивается в обратном направлении. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра Для игры требуются булавы, мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 1 м. По обе стороны от него на расстоянии 4-5 м лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга -команда 1, другая -2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся булавы или мячи (8 штук при 16 играющих) на расстоянии 0,5-1 м друг от друга. Описание игры: по команде преподавателя играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен схватить булаву и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество булав, получает очко, после чего булавы ставятся на прежнее место. Игра повторяется 3 раза. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. При наличии музыки сигналом для хватания булав служит ее прекращение. | Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата булав; 2) нельзя хватать булавы до сигнала руководителя. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко. |
Приложение 3
Вопросы для закрепления знаний
Какие двигательные качества развивают элементы народных танцев?
Почему танец назвали Полькой?
Сколько тактов существует в Польке?
Эталоны ответов на вопросы
Использование на занятиях физической культуры элементов бальных и народных танцев развивает координацию движений.
Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).
В танце Полька существует 28 тактов.
Критерии оценки
«5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования; «4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок; «3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками; «2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бочкарёва Н.И. Ритмика и хореография: Учебник [Текст] / Н.И. Бочкарёва. - Кемерово, 2000. - 101с.
Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества: Учебник [Текст] / Н.Ю. Венгер. - М.: Просвещение,2000.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы: Учебное пособие [Текст] / А.И. Буренина. - СПб: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.: Владос., 2002.
Ксения Евсеева
Разучивание элементов движения танца «Полька» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель : Изучения основных движений танца «Полька » .
Задачи :
Познакомить и продемонстрировать основные элементы танца «Полька » .
Воспитывать внимание, тренировать мышечную память, терпения, выносливость.
Развитие навыков пластичности, выразительности, грациозности.
Обучающие : содействовать приобретению новых умений и навыков у педагогов, выделению основных элементов танца .
Развивающие : создавать условия для развития интереса, развития творческих способностей и фантазии педагогов.
Воспитательные : способствовать формированию нравственной культуры личности.
Орг. момент.
История танца .
Воспитатель : Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция) . Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) . Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений .
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях .
Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать такие задачи :
Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительность;
Формировать эстетический вкус;
Развивать познавательное отношение к действительности.
Движение под музыку дополняет этот ряд :
дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение;
создает приподнятое настроение;
развивает активность, инициативу;
развивает координацию движений , способность произвольно ими управлять.
Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изучены И . Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базедовым и др.
Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития.
Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца .
На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения.
Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения , что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы , формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность , развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия.
К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
На разминке нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к быстрым движениям , а также использовать прием контраста для развития быстрого переключения.
Танцы , входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру движений . В программу кружка ритмики включены детские парные танцы , национальные танцы , танцы – импровизации .
Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений.
Особенно полезны народные пляски и танцы , т. к. приобщают детей к на родной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой.
Среди танцев наиболее доступны для исполнения детьми русские , белорусские, украинские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и веселой музыкой танцы этих народов вполне соответствуют требованиям репертуара детских кружков. А польские танцы – краковяк и мазурка - сложные по своим движениям , можно исполнять только детям старшего возраста . Венгерские, болгарские, румынские, итальянские танцы своеобразны по ритму и музыке, большинство из них выполняется в очень быстром темпе. Поэтому их можно рекомендовать только для хорошо подготовленных детей.
I.Вводная часть.
Воспитатель : Перед тем, как начать разучивание элементов движения с детьми , необходимо провести разминку, тем самым разогреть мышцы тела ребенка. Время проведения ОРУ – 5 минут.
ОРУ(5 мин.) :
Воспитатель :
1. И. П. ноги вместе, руки на поясе
Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево с приседанием.
2. И. П. ноги вместе
Руки к плечам, в стороны;
Руки к плечам, вверх.
3. И. П. ноги врозь, руки на пояс
Правая рука в сторону, на пояс;
Левая рука в сторону, на пояс.
4. И. П. ноги врозь, руки на пояс
Наклоны туловища вправо, влево.
5. И. П. ноги врозь, руки вверх
Наклоны туловища вниз вместе с руками, касаясь пола.
6. И. П. ноги вместе, руки на пояс
Хлопки 2 по коленям, 2 перед грудью.
7. И. П. ноги врозь, руки к плечам
Руки в стороны, правая нога в стороны и в и. п. ;
Руки в стороны, левая нога в стороны и в и. п. ;
Руки вперед, правая нога вперед и в и. п. ;
Руки вперед, левая нога вперед и в и. п.
8. И. П. ноги врозь, руки на пояс
Наклоны туловища вперед вместе с руками.
9. И. П. ноги врозь, руки на пояс
Выпады на правую и левую ноги.
10. Прыжки (на двух ногах вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх) .
II. Основная часть (20 мин.)
Воспитатель : После того, как мы разогрели наши мышцы, они готовы к работе. Переходим к разучиванию элементов музыкально - ритмических движений танца «Полька » . Время рассчитанное на разучивание движений - 20 минут . (Воспитатель демонстрирует движения , затем педагоги повторяют движения в парах 2-3 раза )
Воспитатель :
1й рисунок
Взрослые двигаются по кругу подскоками. Затем останавливаются и поворачиваются, лицом друг к другу.
2й рисунок
3 и раза хлопают в ладоши и тройным притопом поворачиваются спиной друг к другу.
3й рисунок
Выполняют четыре пружинки и качают головой.
4й рисунок
3 раза хлопают в ладоши и тройным притопом поворачиваются лицом друг к другу.
5й рисунок
Грозят друг другу пальцем, одновременно выполняя пружинку в ногах.
6й рисунок
Кружатся, взявшись за руки «лодочкой»
Движения повторяются с первого рисунка.
III. Заключительная часть (5 мин.)
Исполнение разученного танца "Полька " педагогами.
Демонстрация современной интерпретации танца .
Ответы на заданные вопросы педагогами.
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
г. Саранск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ:
Танец «ПОЛЬКА» для детей 7 лет
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Сяфукова И. В.
г.о. Саранск
Тема: Танец «Полька»
Цель занятия: Научить учащихся исполнять «польку» и отличать музыку танца от других музыкальных направлений, а также расширить знания о жанре «танец».
Задачи занятия: Разучить основные движения «польки», познакомиться с музыкальным размером танца, воспитывая вежливое отношение между партнёрами.
Для занятия понадобится:
Для педагога - мелок белый, резинки двух цветов, аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала.
Для девочек – чёрный гимнастический купальник с юбочкой, балетки, коврик
Для мальчиков – чёрные эластичные брюки, белая футболка, балетки, коврик.
План занятия:
Вводная часть занятия. Приглашение детей в зал под музыку «Полька» И. Штрауса. Просмотр видео ряда разнообразия танцевальных направлений в музыкальном сопровождении; классического, народного, бального, современного танцев. Подробнее останавливаясь на танце «Полька», обращая внимания на музыкальный размер 2/4, 4/4.
Основная часть занятия. Расстановка учащихся по линиям в шахматном порядке. Разминка на середине зала под музыку:
Маршировка на месте;
Упражнения для улучшения гибкости шеи;
Для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, подвижности плечевых и локтевых суставов, а также кистей рук;
Упражнение для улучшения подвижности и гибкости позвоночника;
Для улучшения подвижности коленных и голеностопных суставов, укрепления мышц голени и стопы.
3. Игра «Жуки и бабочки».
Педагог раздаёт резинки двух цветов, которые одеваются на правые руки (у кого белые, нужно встать во внешний круг, а у кого красные – во внутренний круг).
4.Изучение основных движений танца «Полька».
Прыжок «соте»;
Приставные шаги;
Ритмичные похлопывания в ладоши;
Подскоки;
Постановка детей в общей круг держась за руки;
Постановка в пары;
Движение по кругу с остановкой в нужном месте конкретной паре.
5. Разучивание танца «Полька» по частям:
1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «Соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки.
6. Заключительная часть занятия.
Исполнение танцевальной композиции «Полька», подведение итогов, поклон, аплодисменты.
Ход занятия:
Заходят учащиеся под музыку и встают в три линии в шахматном порядке. Происходит приветствие детей и руководителя поклоном.
Педагог: «Танцы в XXI век,
Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что ещё за штука?
Где её преподают?
Ребята, давайте вспомним, на каких трёх китах основана музыка? Песня - самый важный «кит». Песня всегда мелодия, напев. В мелодии – «душа музыки», в том числе и танцевальной, и даже музыку марша можно напеть. Марши встречаются при разных жизненных обстоятельствах; на праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях и т. д.
А танец – это способ выразить своё настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Танцы бывают разные по характеру. Это может быть и плавный «Вальс», и весёлая задорная «полька».
Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.
Дети, какие виды танца вы знаете?
Учащиеся: Отвечают на вопрос.
Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.
Включается видеоряд:
-«Классический», самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец, который сочиняет хореограф.
- «Народный танец» выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец, который сочиняет сам народ.
- «Бальный танец» - танцевали на балах.
- «Современный танец» - родился в XX веке, изменилась музыка, изменился и танец.
Педагог: А вы мне сможете изобразить, как нужно двигаться в перечисленных танцах?
Учащиеся: Да, сможем!
Педагог: Хорошо. Сейчас я включу музыку, а вы будете импровизировать.
Включается музыка; «классическая», «русская народная», «мордовская», «вальс», «современная попса». Учащиеся импровизируют.
Педагог: Все молодцы. Сегодня на занятии мы научимся танцевать весёлый и распространённый танец «Полька».
А вы знаете где «зародился» этот танец?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Родиной этого танца является Чехия. Существует «полька»; венгерская, немецкая, шведская, финская, «полька-галоп», «мазурка». Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. Мы будем танцевать парами!
Прослушайте музыкальный размер танца «полька» 4/4, 2/4 (прохлопывает педагог в ладоши ритм). Давайте прохлопаем вместе. (Прохлопывают учащиеся с педагогом музыкальный размер). А теперь прослушаем музыку для нашего танца «полька», композитора И. Штрауса.
Включается музыка.
Педагог: Прежде чем мы перейдём к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наши мышцы, т.е. сделать разминку. Развернитесь лицом к зеркалу, чтобы смогли себя увидеть. И так друзья начнём.
« Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!»
Разминка:
1. Марш на месте;
2. Повороты, наклоны головы;
3. Поднимание плеч;
4. Работа локтями и кистями;
5. Наклоны и повороты в сторону, вперёд и назад;
6. Перекаты с носка на пятку;
7. Подъём на полу пальцы две ноги, попеременно.
Партерная гимнастика на ковриках:
1.Сидя на полу поднимаем ноги по очереди;
2. Наклоны вперёд сидя в позе «лотоса»;
3. «Бабочка»;
4. «Ножницы» лежа на спине;
5. «Лодочка с веслом»;
6. «Корзиночка».
Педагог: Молодцы! Пока вы складываете за собой коврики, я расскажу что мы будем делать дальше.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Жуки и бабочки». Нужно запомнить кто стоит рядом с вами и не забыть своего места от куда вы «прилетите». Потому что вы бабочки и жуки летающие над своими цветами. Тут неожиданно появляется тучка. И вы летите на свой цветочек прятаться.
Ну, начали! (включается музыка).
Педагог: Молодцы! «Теперь наберёмся терпения,
Перейдём к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!»
(Педагог раздаёт учащимся резинки двух цветов, которые одеваются на правые руки.)
Педагог: Внимание! У кого резинки белого цвета – внешний круг (девочки), а у кого красного цвета – внутренний круг (мальчики).
А пока дети, встаньте на свои места в две линии, в шахматном порядке.
Начнём! Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №1).
Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом друг к другу. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №2).
Далее: приставные шаги. Добавляем хлопки и исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки. Соединяем все движения вместе: прыжки, приставные шаги, хлопки. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №3).
Педагог: Ну что, запомнили?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг, возьмёмся за руки и «растянемся», встав друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Теперь повернёмся по кругу и исполним под музыку подскоки.
Включается музыка.
Педагог: Молодцы!
Педагог ставит детей в пары. Отмечает место остановки пары цветным мелом.
Педагог: Ребята, сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:
1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».
Включается музыка.
Педагог: «Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!»
Теперь дети, соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.
Включается музыка.
Педагог: Молодцы!
Ребята, какие вопросы будут ко мне?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: У меня к вам есть ещё вопросы. « Польку» танцуют только в быстром темпе?
Педагог: Отвечают.
Очень быстро,
Умеренно,
Спокойно,
Медленно.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие.
Скажите пожалуйста, какой сегодня танец мы научились танцевать?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Какая страна является родиной «Польки» ?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Какие стили танца вы узнали?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Какие предметы помогают нам?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Вы молодцы! Были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Встали все на поклон.
Педагог: Спасибо за занятие.
Список источников:
1.Большая биографическая энциклопедия/ СПб.: 2009. - 607с.
2. Германов В. Г. Танцевальный словарь. Танцы балов и дискотек // В. Г. Германов – М.: 2009.- 356с.: ил.
3. Худеков С. Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал/ С. Н. Худеков – М.: Эксмо, 2010. – 544с.: ил.
4. Dancedancer.ru/index/polka/0-28
5. Studopedia.ru/3 180457 opisanie tantsa.html