Этапы формирования зубов у детей. Как появляются зубы Развитие молочных зубов ребенка завершается

В сегодняшней нашей статье мы остановимся на вопросах, которые касаются коренных зубов у детей: особенностей их строения и основных отличий их от молочных зубов, о симптомах и сроках прорезывания, а также о наиболее распространенных проблемах с ними, которые возникают в детском возрасте.

Строение постоянных зубов

В каждом постоянном (коренном) зубе можно выделить 3 части:

  • Коронка – верхняя выступающая часть зуба, в которой есть несколько поверхностей (вестибулярная, окклюзионная, контактная и лингвальная).
  • Корень, углубляющийся в альвеолу (костную часть челюсти) и закрепляющейся в ней соединительнотканными пучками. Разные зубы имеют различное количество корней, и может быть от одного (у клыков и резцов) до пяти (верхние моляры). Именно от этого зависит, сколько у зуба будет нервов и каналов, а это очень важно при лечении.
  • Шейка – это часть зуба, которая располагается между корневой частью и коронкой зуба.

Ткани зуба характеризуются неоднородностью. Верхней и наиболее прочной является эмаль. Сразу же после того, как зуб прорезывается, эмаль покрывает тонкий прозрачный шар – кутикула, которую спустя некоторое время сменяет пелликула – пленка, которая является производным слюны.


Под эмалью глубже расположен дентин – основная ткань зуба. Его строение очень похоже на костную ткань, но отличается от нее более высокой прочностью за счет высокой минерализации. Дентин в корневой части покрывает цемент, который тоже богат минеральными соединениями и с периодонтом связан при помощи коллагеновых волокон.

Внутри зуба есть полость коронки и корневой канал, которые заполняет пульпа – соединительная ткань рыхлой консистенции, где находятся нервные окончания и кровеносные сосуды.

Чем молочные зубы отличаются от постоянных

Хотя строение постоянных и временных зубов одно и то же, они обладают рядом отличий:

  • Молочные зубы имеют оттенок эмали более белый, постоянная же эмаль светло-желтая.
  • Коренные зубы обладают большей плотностью и степенью минерализации.
  • Пульпа молочного зуба больших размеров, а стенки же плотных тканей более тонкие.
  • Постоянные зубы больше по размеру, длина их большое, чем ширина.
  • Корневые части молочных зубов короче и тоньше, чем у таких же постоянных. В процессе формирования корней временных моляров происходит их расхождение пошире, благодаря чему может без препятствий расти постоянный зачаток в свободном пространстве.

На фото строение молочного зуба

Развитие зубов

Зубы закладываются и развиваются у будущего малыша еще во время внутриутробного развития на шестой неделе. Их источник – специальная зубная эпителиальная пластинка. Уже 1 плода в 14 недель происходит активное формирование твердых зубных тканей, сначала в области коронки, а затем около корня зуба.

Начальные зачатки коренных зубов возникают на 5 месяце внутриутробной жизни малыша. На верхней челюсти они расположены выше, чем будущие молочные зубки, на нижней челюсти – ниже. До рождения малыша в тканях челюстей есть почти полностью сформированные зачатки зубов молочных, а также постоянных из сменной группы (соответствующих временным зубам).

Зубы дополнительной группы, у которой нет молочных предшественников, закладываются немного позже – спустя 1 год с момента рождения (большие моляры). Это происходит из-за небольших размеров детской челюсти и нехваткой для них места.


Сколько у человека коренных и молочных зубов

Так как у детей размеры челюсти намного меньше, чем у взрослого человека, количество молочных зубов у них только 20 (на каждой челюсти по 10). Как сверху, так и снизу расположены по 4 резца, 4 моляра и 2 клыка.

К тому моменту, когда период смены зубов оканчивается, размеры челюстно-лицевой системы у подростка достигают тех же размеров, что и взрослых, поэтому на ней уже может поместиться все постоянные зубы, которых в этом возрасте уже 32. У взрослого человека на каждой челюсти есть по 4 резца, 3 больших и 2 малых моляра, 2 клыка.

Какой вид имеет зубная формула

Чтобы иметь возможность удобно описывать количество зубов в ротовой полости человека, стоматологи используют так называемые «зубные формулы» - каждому зубу присваивается определенный номер, который соответствует его расположению на челюсти с левой или правой стороны.

В формуле для того, чтобы описать молочный прикус, используют римские цифры:

  • резцы - I и II;
  • клык – III;
  • моляры - IV и V.

«Взрослая» формула предусматривает подсчет зубов от центра в стороны:

  • резцы – 1 и 2;
  • клык – 3;
  • малые моляры - 4 и 5;
  • большие моляры - 6, 7 и 8, при этом восьмой зуб всегда является зубом мудрости и есть он не у всех людей.

К примеру, если стоматолог записал, что «нет 6 верхнего зуба справа», то это свидетельствует о том, что у пациента отсутствует первый большой моляр на верхней челюсти с правой стороны.

Есть еще и такой вариант формулы, при которой перед тем, как указать номер зуба, записывается чисто от 1 до 4, которое свидетельствует об определенной части зубного ряда:

1 – верхняя челюсть справа;
2 – верхняя челюсть слева;
3 – нижняя челюсть слева;
4 – нижняя челюсть справа.

Поэтому если стоматолог сделал запись о том, что у пациента нет 48 зуба, это не является свидетельством наличия у него зубного сверхкомплекта, а только о том, что у него отсутствует справа нижний зуб мудрости.

Сроки, когда молочные зубы меняют постоянные одинаковые почти у всех детей. Коренные зубы начинают прорезываться в пятилетнем возрасте, появляются большие моляры. Затем замена происходит практически так же, как при прорезывании молочных зубов:

  • сначала происходит замена центральных нижнечелюстных резцов;
  • далее почти одновременно прорезываются нижние боковые и верхние центральные резцы;
  • к 8-9-летнему возрасту сменяются боковые верхнечелюстные резцы;
  • около 9-12 лет происходит замена малых моляров (премоляров);
  • примерно в тринадцатилетнем возрасте меняются клыки;
  • после 14 лет происходит прорезывание вторых больших моляров, которые отсутствовали в молочном комплекте;
  • в пятнадцатилетнем возрасте могут появиться третьи большие моляры, более известны как «зубы мудрости». Но часто случается, что даже в пожилом возрасте таких зубов может не быть, так как они остаются в десне.

На фото как прорезываются зубы

Что свидетельствует о появлении коренных зубов у ребенка

Есть некоторые признаки, свидетельствующие о том, что скоро прорежутся постоянные зубы. К ним можно отнести:

  • Увеличение в молочном прикусе межзубных промежутков. С возрастом челюсть малыша растет, поэтому зубы располагаются на ней просторнее.
  • Молочные зубки расшатываются. Происходит это потому, что временный корешок зуба постепенно рассасывается и уже не может хорошо зафиксироваться в челюстных тканях.
  • Если уже произошло выпадение временного зубика, это говорит о том, что его из десны вытолкнул коренной зуб, и он сам скоро прорежется.
  • В некоторых случаях на десне там, где должен появиться постоянный зуб, возникает незначительное покраснение и припухлость. Иногда возможно формирование небольших размеров кисты с прозрачным содержимым.
  • В процессе прорезывания постоянных зубов не может возникать боль в области десны, нарушение самочувствия ребенка и повышение температуры тела. Если возникли такие симптомы, следует обязательно обратиться за консультацией к стоматологу.

Возможные проблемы

Хотя у детей постоянные зубы только появляются в ротовой полости, есть много стоматологических проблем, которые должны быть известны родителям.

Отсутствуют коренные зубы

Иногда бывает так, что уже прошли все сроки, когда происходит смена молочных зубов, но постоянные долгое время не появляются. Временные зубки при этом или выпадают, или остаются на своем месте.

В таком случае ребенка нужно обязательно показать стоматологу, который поможет выяснить причину, из-за которой нет постоянных зубов. Он посоветует сделать обзорный рентгеновский снимок, на котором можно будет увидеть детский череп и формирующиеся коренные зубы.

Если же у ребенка вовремя не выросли постоянные зубы, то возможны такие варианты:

  • Физиологическая задержка роста зубов, которая возникает из-за наследственной предрасположенности. В этом случае на снимке можно увидеть все зачатки зубов, поэтому родителям нужно некоторое время подождать.
  • Адентия – патология, при которых у малыша отсутствуют зачатки постоянных зубов в результате нарушения закладки их еще во время внутриутробного развития, а также гибели через воспалительные процессы в ротовой полости. В этом случае ребенку, а затем и взрослому человеку проводится протезирование.

Боль в коренном зубе

Сразу же после того, как прорезался зуб, эмаль не обладает достаточным уровнем минерализации. Именно поэтому тот период, когда происходит ее созревание, является очень опасным, так как часто в это время может возникнуть у детей кариозное поражение постоянных зубов.

При кариесе происходит глубокое разрушение ткани зубов, сначала развивается пульпит, а со временем периодонтит. Ребенок в этом случае может испытывать постоянную зубную боль, температура тела чаще повышается, иногда нарушается общее состояние ребенка.

Как поступать родителям в том случае, если у ребенка начал болеть коренной зуб? В этом случае сразу же нужно обратиться к стоматологу. Который окажет квалифицированную помощь. В такой ситуации не нужно медлить, так как могут возникнуть серьезные осложнения, которые могут даже оканчиваться потерей зуба.

При предрасположенности ребенка к кариесу проводится герметизация фиссур – глубокие естественные карманы на коренных зубах закрывают композитными материалами. Эта мера будет являться препятствием для скопления налета и остатков пищи в таких углублениях, поэтому шансы развития этой патологии уменьшатся.

Криво растут

Иногда бывают такие случаи, когда постоянные зубы начали расти раньше, чем выпали молочные. Из-за этого нарушается их процесс роста и расположение на челюсти.

В том случае, если за молочным растет коренной зуб, может возникать патология прикуса и необходимость лечения у ортодонта. В этом случае обязательно нужно нанести визит к стоматологу, чтобы удалить временный зуб и проконсультироваться о возможности произвести выравнивание коренного зуба.

Начали выпадать

Если в детском возрасте выпал коренной зуб, это является первым тревожным звоночком о том, что со здоровьем ребенка что-то не в порядке. К такой ситуации могут приводить такие болезни полости рта, как кариес, пульпит, воспалительные заболевания десен, а также патологические изменения во всем организме (к примеру, сахарный диабет, системные болезни соединительной ткани).

Серьезной проблемой для ребенка является потеря зуба из постоянного прикуса, так как в дальнейшем нужно будет обязательно решать, как его восстановить. Особенно это важно для передних зубов. Для правильного развития у ребенка челюстно-лицевой системы ему вместо утраченного зуба обязательно нужно поставить временный протез, который нужно будет менять по мере роста маленького пациента.
Только после полного формирования тканей челюсти можно будет осуществить постоянное протезирование.

Травматические поражения коренных зубов

Дети и подростки очень часто подвергаются разным травмам из-за выраженной подвижности. Поэтому на протяжении нескольких лет посте того, как прорежутся зубы, их ткани продолжат свой процесс созревания, поэтому при ударах и падениях существует очень высокий риск повредить зуб. Часто к стоматологу на прием приходят такие детки, у которых раскололся, сломался или треснул зуб даже после получения незначительной травмы.

В том случае, если откололся хотя бы маленький кусочек зуба, нужно провести коррекцию. Часто проводят наращивание недостающих зубных тканей композитными материалами.

Заключение

Очень часто у родителей возникает вопрос, могут ли поменяться коренные зубы еще раз и вырастут ли новые зубы у детей в том случае, если они потеряли старые. В стоматологии были случаи, когда в старости произошла повторная замена зубного ряда, но этот случай является редким исключением. Поэтому нужно беречь постоянные зубы, прилагая для этого максимум усилий.

29912 0

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадия — образование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Лекция 14. Зубы.

Зубы являются частью жевательного аппарата и состоят главным образом из минерализованных скелетных тканей. Они принимают также участие в артикуляции, имеют косметическое значение, у животных это еще орган защиты и нападения. У человека они представлены двумя генерациями: вначале образуются выпадающие, или молочные (d. decidui), а затем постоянные зубы (d. permanentes). В лунках челюстных костей зубы укрепляются плотной соединительной тканью – периодонтом, который в области шейки зуба образует циркулярную зубную связку. Коллагеновые волокна зубной связки имеют преимущественно радиальное направление. С одной стороны они проникают в цемент корня зуба, а с другой – в альвеолярную кость. Периодонт выполняет не только механическую, но и трофическую функцию, так как в нем проходят кровеносные сосуды, питающие корень зуба.

Анатомически в зубе выделяют коронку шейку и корень. Гистологически - зуб состоит из твердых и мягких частей. В твердой части зуба различают эмаль, дентин и цемент, мягкая часть зуба представлена так называемой пульпой (см. ниже).

Из эктодермы ротовой бухты развивается эмаль зуба, остальные ткани имеют мезенхимное происхождение.

В развитии зубов различают 3 этапа, или периода:

1. образование и обособление зубных зачатков,

2. дифференцировка зубных зачатков,

3. гистогенез зубных тканей.

Первый этап при развитии молочных зубов протекает одновременно с обособлением ротовой полости и образованием ее преддверия. Он начинается в конце 2-го месяца внутриутробного периода, когда в эпителии ротовой полости возникает щечно-губная пластинка, растущая в мезенхиму. Затем в этой пластинке появляется щель, знаменующая обособление полости рта и появление преддверия.

В области закладки однокоренных зубов от дна преддверия растет второе эпителиальное выпячивание в виде валика, превращающегося в зубную пластинку (laminadentalis). Зубная пластинка в области закладки многокорневых зубов развивается самостоятельно непосредственно из эпителия ротовой полости. На внутренней поверхности зубной пластинки сначала появляются эпителиальные скопления - зубные зачатки (germendentis), из которых развиваются эмалевые органы (organumenamelium). Вокруг зубного зачатка уплотняются клетки мезенхимы, которые носят название зубного мешочка (sacculusdentis). В дальнейшем навстречу каждой почке начинает расти мезенхима в виде зубного сосочка (papilladentis), вдавливаясь в эпителиальный орган, который становится похожим на двухстенный бокал.

Второй этап - дифференцировка эпителиального эмалевого органа на три вида клеток: внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эмалевый эпителий располагается на базальной мембране, которая отделяет его от зубного сосочка. Он становится высоким и приобретает характер призматического эпителия. Впоследствии он образует эмаль (enamelum), поэтому клетки этого эпителия и получили название энамелобластов (enameloblasti, s. ameloblasti). Наружный эмалевый эпителий в процессе дальнейшего роста органа уплощается, а клетки промежуточного слоя приобретают звездчатую форму вследствие накопления между ними жидкости. Так образуется пульпа эмалевого органа, которая позднее принимает участие в образовании кутикулы эмали (cuticulaenameli).


Дифференцировка зубного зачатка начинается в тот период, когда в зубном сосочке разрастаются кровеносные капилляры и первые нервные волокна. В конце 3-го месяца эмалевый орган полностью отделяется от зубной пластинки.

Третий этап - гистогенез зубных тканей - начинается на 4-м месяце эмбрионального развития с дифференцировки образователей дентина - дентинобластов или одонтобластов. Этот процесс начинается раньше и активнее протекает на вершине зуба, а позднее на боковых поверхностях. Он совпадает по времени с подрастанием нервных волокон к дентинобластам. Из периферического слоя пульпы развивающегося зуба дифференцируются сначала преодонтобласты, а затем одонтобласты. Одним из факторов их дифференцировки выступает базальная мембрана внутренних клеток эмалевого органа. Одонтобласты синтезируют коллаген I типа, гликопротеины, фосфопротеины, протеогликаны и фосфорины, характерные только для дентина. Прежде всего образуется плащевой дентин, расположенный непосредственно под базальной мембраной. Коллагеновые фибриллы в матриксе плащевого дентина располагаются перпендикулярно базальной мембране внутренних клеток эмалевого органа (т.н. «радиальные волокна Корфа»). Между радиально расположенными волокнами залегают отростки дентинобластов.

Минерализация дентина начинается прежде всего в коронке зуба, а затем в корне, путем отложения кристаллов гидроксиапатита на поверхности коллагеновых фибрилл, расположенных вблизи отростков одонтобластов (т.н. перитубулярный дентин).

Дентинобласты - клетки мезенхимной природы, высокие призматические клетки с четко выраженной полярной дифференциацией. Их апикальная часть имеет отростки, через которые происходит секреция органических веществ, образующих матрицу дентина - предентин. Преколлагеновые и коллагеновые фибриллы матрицы имеют радиальное направление. Это мягкое вещество заполняет промежутки между дентинобластами и внутренними клетками эмалевого органа - энамелобластами. Количество предентина постепенно увеличивается. Позднее, когда происходит кальцификация дентина, эта зона входит в состав плащевого дентина. В стадии обызвествления дентина соли кальция, фосфора и других минеральных веществ откладываются в виде глыбок, которые объединяются в глобулы. В дальнейшем развитие дентина замедляется, а около пульпы появляются тангенциальные коллагеновые волокна околопульпарного дентина.

В конце 5-го месяца эмбрионального развития в предентине зачатка зуба начинаются отложение известковых солей и формирование окончательного дентина. Однако процесс обызвествления предентина при этом не захватывает участки, окружающие апикальные отростки дентинобластов. Это ведет к возникновению системы радиальных каналов, идущих от внутренней поверхности дентина к наружной. Кроме того, участки предентина на границе с эмалью также остаются необызвествленными и носят название интерглобулярных пространств.

Параллельно развитию дентина в закладке зуба идет процесс дифференцировки пульпы, в которой с помощью фибробластов постепенно образуется основное вещество, содержащее преколлагеновые и коллагеновые волокна. Гистохимически в периферической части пульпы, в области расположения дентинобластов и предентина, обнаруживаются ферменты, гиролизующие фосфатные соединения (фосфогидролазы), благодаря которым фосфатные ионы доставляются дентину и эмали.

Отложение первых слоев дентина индуцирует дифференцировку внутренних клеток эмалевого органа, которые начинают продуцировать эмаль, покрывающую образованный слой дентина. Внутренние клетки эмалевого органа секретируют белки неколлагенового типа - амелогенины. Минерализация эмали в отличие от таковой дентина и цемента происходит очень быстро после образования органической матрицы. Этому способствуют амелогенины. В зрелой эмали минеральных веществ содержится более 95%. Образование эмали происходит циклически, в результате чего в ее структуре (на продольном шлифе зуба) отмечается исчерченность – т.н. линии Ретциуса. Энамелобласты претерпевают инверсию полюсов и расположения аппарата Гольджи, в котором формируются секреторные гранулы.

Энамелобласты - клетки эпителиальной природы, высокие, призматической формы, с хорошо выраженной полярной дифференциацией. Первые зачатки эмали появляются в виде кутикулярных пластинок на поверхности энамелобластов, обращенных к дентину в области коронки зуба. По ориентации эта поверхность базальная. Однако с началом эмалеобразования происходит перемещение, или инверсия, ядра и органелл клетки (центросома и аппарат Гольджи) в противоположный конец клетки. В результате базальная часть энамелобластов становится как бы апикальной, а апикальная - базальной. После такого изменения полюсов клеток питание их начинает осуществляться со стороны промежуточного слоя эмалевого органа, а не со стороны дентина. В подъядерной зоне энамелобластов обнаруживаются большое количество рибонуклеиновой кислоты, а также гликоген и высокая активность щелочной фосфатазы. Кутикулярные пластинки на энамелобластах при фиксации обычно сморщиваются и видны как штифтики или отростки.

При дальнейшем образовании эмали в прилежащих к отросткам участках цитоплазмы энамелобластов появляются гранулы, которые постепенно перемещаются в отростки, после чего начинаются их кальцинация и образование предэмалевых призм. При дальнейшем развитии эмали энамелобласты уменьшаются в размерах и отодвигаются от дентина. К завершению этого процесса, примерно к моменту прорезывания зубов, энамелобласты резко уменьшаются и редуцируются, а эмаль оказывается покрытой лишь тонкой оболочкой - кутикулой, образованной клетками промежуточного слоя пульпы. Наружные клетки эмалевого органа при прорезывании зуба сливаются с эпителием десны и в дальнейшем разрушаются. С появлением эмалевых призм поверхность дентина делается неровной. Частичная резорбция дентина, очевидно, способствует укреплению его связи с эмалью и усилению кальцинации эмали высвободившимися солями кальция.

Развитие цемента происходит позднее эмали, незадолго до прорезывания зубов, из окружающей зубной зачаток мезенхимы, образующей зубной мешочек. В нем различают два слоя: более плотный - наружный и рыхлый - внутренний. В процессе развития цемента во внутреннем слое зубного мешочка в области корня из мезенхимы дифференцируются цементобласты. Цементобласты, подобно остеобластам и дентинобластам, синтезируют коллагеновые белки, которые выделяют в межклеточное вещество. По мере развития межклеточного вещества цементобласты превращаются в отростчатыецементоциты, которые погружаются в межклеточное вещество. Цементоциты расположены в полостях и отходящих от них канальцах. Наружный слой зубного мешочка превращается в зубную связку - периодонт. Таким образом, эмалевый орган выполняет прежде всего морфогенетическую роль, определяя форму развивающегося зуба.

Закладка постоянных зубов начинается в конце 4-го - начале 5-го месяца внутриутробного развития (первых 10 зубов, сменяющих 10 молочных), а заканчивается в возрасте 2,5-3 лет («зуб мудрости», d. serotini; d. sapientiae). Зачаток постоянного зуба находится позади каждого зачатка молочного зуба. Прорезывание молочных зубов у ребенка начинается на 6-7-м месяце жизни. К этому времени сформирована только коронка зуба, а формирование корня лишь начинается. Молочные большие коренные зубы (моляры) заменяются постоянными малыми коренными (премолярами).

Закладка постоянных больших коренных зубов происходит на 1-4-м году жизни. Сначала оба зуба (молочный и постоянный) лежат в общей альвеоле. Затем между ними появляется костная перегородка.

Постоянный зуб развивается очень медленно. Когда наступает время выпадения молочных зубов, т.е. в возрасте 6-7 лет, остеокласты разрушают эту перегородку и корень выпадающего зуба, а постоянный зуб начинает усиленно развиваться. Так же как и молочные, постоянные зубы выталкиваются (прорезываются) под давлением, которое создается в пульпе зуба в связи с образованием основного вещества соединительной ткани. До прорезывания зубов минеральные вещества (кальций, фосфор, фтор и др.) и питательные вещества поступают только из крови. После прорезывания в этих процессах возрастает роль слюны и соответственно ее химического состава.

Все новоиспеченные родители с большим нетерпением ожидают прорезывания первых зубов у своих детей. Но если они не прорезываются в установленных нормах врачами, в этом случае взрослые начинают бить тревогу и переживать за малышей. Эти опасения вполне логичны, так как своевременное прорезывание зубов является признаком нормального развития ребенка.

Также эти переживания могут возникнуть и при замене молочных зубов на коренные. На этом фоне появляется множество вопросов: какие же сроки прорезывания первых зубов и замены их на коренные? Какие зубы и в какое время режутся у детей, до какого возраста лезут основные зубы, в каком порядке появляются, сколько их должно быть у ребенка до одного года?

Симптомы и сроки прорезывания зубов у детей

Первыми симптомами прорезывания являются повышенное слюноотделение, которое необходимо для дезинфицирования полости рта, небольшое припухание десен, пальцы и игрушки ребенка все время находятся во рту.

Многие родителей указывают на появление высокой температуры тела, озноб и жидкий стул, однако, именно эти признаки не стоит определять именно прорезыванию зубов , так как этот процесс не может вызывать такие симптомы. Скорей всего это является инфекционной болезнью, которая может легко поразить ребенка из-за слабого иммунитета во время прорезывания.

В какой очередности происходит прорезание?

Довольно часто молодые матери интересуются относительно того, какая же самая правильная очередность прорезывания зубов у малышей до одного года. Сказать точное время прорезывания не сможет никакой врач, так как у любого младенца все происходит в индивидуальном порядке. Но все же есть два основных правила, которые определяют очередность прорезывания:

  • «Нижняя революция» . Естественная система прорезывания у малышей до года подразумевает, что первыми в любом случае прорезаются нижние зубы, и лишь затем прорастают одноименные сверху. Естественно, это правило имеет исключение относительно прорезывания боковых резцов (вначале вырастают верхние, затем нижние);
  • Парность . Одноименные зубы, как правило, прорезаются почти одновременно. Если прорастает левый верхний резец, то очень скоро нужно ожидать прорастания его правого собрата. В некоторых случаях у малышей может происходить прорезывание одновременно нескольких пар.

Даже, невзирая на установленное врачами время прорезывания, взрослые чаще всего основываются на практическое время их прорастания:

  • Боковые резцы;
  • Верхние и средние нижние резцы;
  • Клыки;
  • Первые моляры;
  • Вторые моляры.

У некоторых младенцев может начаться верхнее прорезывание. Иногда это является признаком рахита, но, как правило, это индивидуальная особенность роста и развития ребенка.

Также могут быть случаи, когда сверху уже находится несколько зубов, а внизу еще не проявляются даже никакие симптомы скорейшего прорастания. Не стоит сильно переживать в этом случае, если при осмотре педиатр не определил каких-то нарушений, то ребенок в ближайшее время непременно обзаведется недостающими зубами . Просто данный процесс потребует чуть больше времени и, скорей всего, нужно будет увеличить объем потребляемых продуктов с кальцием (молоко, сметана и т.д.). Нужно помнить про то, что составленная схема и таблица роста является лишь приблизительной, а не точной нормой прорезывания.

Время роста

Чаще всего только родившийся ребенок не имеет зубов, но иногда могут быть случаи, когда прорезывание у малышей походит еще в утробе матери и появляется он на свет уже с несколькими зубами. Как правило, первые зубы у малышей до одного года вырастают парно с интервалом в несколько месяцев. Первыми обычно вырастают средние нижние резцы, это случается в возрасте 7–8 месяцев, затем проявляются средние верхние.

Приблизительно к году показываются верхние боковые резцы, а спустя небольшое время и внизу. Примерно в полтора года появляются первые моляры , затем – клыки и по достижению малыша возраста около двух лет, появляются вторые моляры.

На данном этапе формирование молочного прикуса завершается, молочных зубов у детей всего 20. Замена молочных зубов на коренные начинается чаще всего в возрасте приблизительно 5–8 лет.

Рост не по правилам

Объяснить задержку роста можно с генетической точки зрения либо временем рождения ребенка. К примеру, малыши, родившиеся зимой, обзаводятся молочными зубками в довольно раннем возрасте. Но если в возрасте одного года они так и не проросли, то нужно все же перестраховаться и посоветоваться со стоматологом , так как такая задержка может говорить о проблеме с обменными процессами или являться симптомом развития рахита. Но, когда молочные зубки являются единственным недостатком счастливого и здорового ребенка, то, наверное, взрослые просто наводят ненужную панику и скорей хотят видеть появление первых зубов у своего малыша.

Также очень важно тут же после их появления начать своевременный уход за ними и приучать вашего малыша к постоянной чистке. Эти мероприятия значительно повысят шансы сохранения их здоровыми и красивыми.

Относительно порядка либо же схемы очередности роста, то в этом случае тоже все проходит в исключительно индивидуальном порядке и очередность прорезывания может существенно отличаться от общепринятой врачами. Множество стоматологов уверенны, что на все моменты развития влияет непосредственно образ жизни матери , ее заболевания, прохождение беременности и непосредственно родов.

Но все-таки, когда у ребенка проходит прорезывание совсем невпопад, то не нужно сильно переживать и нагнетать эту ситуацию. Никто еще не сделал препарат, который бы заставил прорезаться зубы в четком порядке, а когда они полностью вырастут, то будет абсолютно неважно, в какой очереди они появились.

Что влияет на рост коренных зубов?

На сроки изменения молочных зубов на коренные могут влиять ряд факторов:

  • Сбои в эндокринной системе;
  • Пол ребенка;
  • Форма вскармливания и ее длительность;
  • Негативные моменты прохождения беременности (например, токсикоз);
  • Генотип ребенка;
  • Перенесенные инфекционные болезни;
  • Нарушение обменных процессов.

Необходимо проследить, чтобы время изменения коренных зубов, которые указаны в таблице или календаре, совпадали с графиком выпадения всех молочных. Нередко случается так, что молочные выпадают намного раньше необходимого времени. Это может проходить в результате механической деформации костной ткани, по причине неправильного прикуса или чрезмерного давления коренными.

Быстрое время выпадения молочных зубов опасно тем, что рядом находящиеся начинают смещаться, заполняя, таким образом, появившуюся пустоту. В результате, к тому сроку, когда наступит время прорезывания коренного , ему просто не хватит места и, скорей всего, он будет кривым.

При несвоевременном выпадении нужно пройти с ребенком осмотр у стоматолога-ортодонта, при необходимости он установит пластинки, чтобы не допустить сдвигания зубного ряда.

В случае когда молочные зубы не хотят самостоятельно выпадать в нужное время, когда коренные уже обязаны их заменить, это чревато развитием неправильного прикуса. Нужно непременно посетить врача для принятия требуемых мер. Очень важно, чтобы взрослые уделили внимание тому, в каком возрасте появились зубы у ребенка и как они находятся в зубном ряду. Так как неправильный прикус может влиять не только на эстетику, но и, в общем, оказывает значительное влияние на здоровье малыша.

Очередь прорастания коренных зубов

Прорезывание коренных зубов у детей имеет особенный порядок, что дает возможность правильно сформировать прикус. Когда же они должны прорезываться, и какая их очередность? Для лучшего понимания коренные зубы имеют нумерацию, которая начинается от медиального резца.

По схеме прорезывания, первыми начинают появляться первые моляры или нижние шестерки. Приблизительный возраст малыша при их прорезывании составляет 5–8 лет . Нужно отметить, что эти зубы не меняют молочные, а являются сразу же коренными. Место для их прорастания обеспечивается предварительно благодаря росту непосредственно челюсти. Затем вырастают боковые средние резцы, после первые премоляры, верхние шестерки, вторые премоляры и клыки. Полное формирование коренных зубов завершается к совершеннолетию.

Особенности прорезывания:

  • Коричнево-желтый цвет эмали чаще всего связывают с употреблением антибиотиков мамой во 2–3 триместре беременности, или же употреблением их малышом во время прорезывания;
  • Неверное формирование ряда происходит по ряду причин: генетическая предрасположенность (очень маленькая челюсть), врожденная аномалия процессов обмена в соединительной ткани, травмирование;
  • Увеличение промежутков между зубами . Эта особенность говорит про активное развитие челюстей и во время сменного перехода временных зубов к постоянным расценивается как нормальное состояние. Увеличенная щель (как правило, между средними верхними передними зубами) появляется в связи с глубоким расположением уздечки на верхней челюсти. Исправлением этого дефекта занимается ортодонт;
  • Формирование неверного прикуса случается из-за продолжительного времени сосания пустышек или из-за ненормированного развития челюстей;
  • Серая окантовка в районе шейки чаще всего появляется во время приема растворимых препаратов с содержанием железа или при сильном воспалении;
  • Очень редко не появившиеся зубы к одному году являются симптомами адентии – отсутствие зачатков. Определить данный диагноз возможно лишь с помощью радиовизиографии.

Как ухаживать за зубами?

Начинать гигиену полости рта необходимо еще во время введения прикорма. До одного года это можно выполнить с помощью мягкой зубной щетки или салфетки, смоченной в теплой воде.

Ближе к году нужно чистить зубы ребенку на ночь без пасты специальной щеткой. Менять ее необходимо не менее чем два раза в месяц.

Начинать использование специальных детских паст без фтора можно с возраста двух лет.

Прививайте вашему малышу чувство необходимости периодического обследования у стоматолога в целях профилактики не менее чем раз в 6 месяцев. Первый поход к врачу обязан проводиться при прорезывании первых зубов, в возрасте приблизительно полгода.

Приучайте ребенка к чистке зубов дважды в день, тем более это необходимо делать на ночь. Чтобы не допустить появление кариеса, которому так подвержены молочные зубы, не нужно злоупотреблять чрезмерным употреблением сладостей и продуктами с большим количеством сахара.

2. Развитие и смена зубов у ребенка

В течение жизни развивается два различных набора зубов [ЗБ]. Первая смена служит в детстве, а зубы, образующие эту генерацию, называются молочными. Они постепенно выпадают и замещаются постоянными ЗБ, которые остаются у человека в оставшуюся часть жизни.

В первой смене насчитывается 20 ЗБ: по 10 в верхней и в нижней челюсти. В возрасте 6-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 7-8 месяцев - два противоположных верхних резца. Затем, в 8-9 месяцев прорезываются еще два верхних резца, а на протяжении последней четверти грудного возраста - прорезываются два нижних резца. Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребенка должно быть восемь зубов. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Этот набор ЗБ служит ребенку в течение последующих 4 лет, после чего молочные ЗБ выпадают и заменяются постоянными.

Как и другие показатели развития, сроки прорезывания зубов имеют индивидуальные особенности, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или (реже) раннее их прорезывание. Однако значительное запаздывание роста зубов - симптом имеющегося у малыша заболевания, чаще всего - рахита. В редких случаях у детей имеется адентия - отсутствие зачатков зубов. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.

Период смены молочных ЗБ продолжается приблизительно от 6 до 12 лет. Набор постоянных ЗБ состоит из 32 - 16 верхних и 16 нижних. По форме они сходны с молочными, но имеют более крупные размеры. В образовании ЗБ участвуют два зародышевых листка. Эмаль развивается из эктодермы, дентин, цемент и пульпа - из мезенхимы.

Развитие молочных зубов включает несколько периодов:

Закладка и образование зубных зачатков (ранняя стадия развития) - начало 6-7 неделя внутриутробного развития (рис.1).

Рис.1. Закладка зачатка молочного зуба. 1 - эпителий ротовой полости, 2 - зубная пластинка, 3 - эмалевый орган, 4 - зубной сосочек.

Начинается с погружения эпителия ротовой полости в подлежащую мезенхиму в виде плотного тяжа (зубной пластинки). На зубной пластинке появляются мелкие эпителиальные выпячивания называемые зубными зачатками, из которых (10 снизу и 10 сверху) будет развиваться молочный ЗБ. По мере роста зубной пластинки каждый зубной зачаток увеличивается в размере, глубже внедряется в мезенхиму и принимает форму перевернутой чаши. Эта структура образует эмалевый орган, а нижележащая мезенхима, заполняющая полость чаши, называется зубным сосочком.

Дифференцировка зубных зачатков - 3 мес внутриутробного развития.

Эмалевый орган увеличивается в размерах, изменяет форму и постепенно отделяется от зубной пластинки. Клетки зубного зачатка активно пролиферируют и дифференцируются на внутренние, наружные и промежуточные. Внутренний эпителий состоит из высоких призматических клеток, образующих эмаль, отсюда их название - энамелобласты (enameloblasti). Наружный эпителий в процессе роста эмалевого органа уплощается, при прорезывании ЗБ он сливается с эпителием десны и в дальнейшем разрушается. Промежуточный эмалевый эпителий приобретает звездчатую форму из-за накопления между клетками жидкости и образует пульпу эмалевого органа, в дальнейшем пульпа принимает участие в образовании кутикулы (тонкой и плотной оболочки) эмали. Мезенхима, окружающая закладку ЗБ и зубной сосочек, уплотняется и образует зубной мешочек. К началу 5 мес эмалевый орган утрачивает непосредственную связь с эпителием ротовой полости, хотя остатки зубной пластинки могут длительно сохраняться (иногда из них развиваются кисты). Незадолго перед этим клетки зубной пластинки формируют второй эпителиальный зачаток, из которого будет развиваться постоянный ЗБ.

Гистогенез тканей зуба. Начинается с конца 4 мес, когда образуются важнейшие ткани: дентин, эмаль и пульпа (рис.2). Цемент формируется только через 4-5 мес после рождения при развитии корней. Таким образом, во внутриутробном развитии происходит развитие только коронок молочных ЗБ.

Рис.2. Гистогенез тканей зуба: 1- дентин, 2 - одонтобласты, 3 - пульпа зуба, 4 - энамелобласты, 5 эмаль.

Источником развития дентина являются одонтобласты (дентинобласты) - поверхностные клетки пульпы, производные мезенхимы. Верхушка дентинобластов имеет отростки, выделяющие органические вещества фибриллярной структуры - матрицу дентина - предентин. С конца 5 мес в предентине откладываются соли кальция и фосфора, формируется окончательный дентин.

Источником образования эмали являются внутренние клетки эмале-вого (зубного) органа - энамелобласты. Отростки энамелобластов выделяют органическую основу эмали - эмалевые призмы, которые затем обызвествляются. Образование дентина и эмали отличается от остеогенеза тем, что клетки не замуровываются в межклеточное вещество, а отодвигаются: энамелобласты - наружу, одонтобласты - внутрь.

В ходе отложения эмали и дентина определяется форма будущей коронки ЗБ. Незрелые энамелобласты размножаются и мигрируют в подлежащую мезенхиму, образуя структуру в виде трубки - эпителиальное корневое влагалище. Оно стимулирует дифференцировку одонтобластов и образование дентина корня. На наружной поверхности дентина из мезенхимы зубного мешочка незадолго до прорезывания ЗБ появляются цементобласты. Они выделяют коллагеновые волокна и межклеточное вещество, образуя цемент. Из наружного слоя соединительнотканного зубного мешочка формируется зубная связка (периодонт).

За счет роста и развития корня коронка выталкивается вверх, через слизистую оболочку (рис.3). Развитие корня - важнейший фактор прорезывания ЗБ. Вторым фактором является рост пульпы, приводящий к повышению давления внутри зубного зачатка и выталкиванию последнего за счет "реактивной" силы через каналы ЗБ. Кроме того, на дне зубной альвеолы происходит дополнительное отложение костной ткани слоями. Сочетание этих механизмов приводит к прорезыванию зубов.

Рис.3. Схема прорезывания постоянного зуба, замещающего молочный. 1- эмаль, 2 -дентин, 3 - пульпа, 4 - остеокласты.

Закладка постоянных зубов происходит в начале 5 мес внутриутробного развития. Зачаток постоянного ЗБ находится позади зачатка молочного. Когда прорезываются молочные ЗБ в зачатках постоянных происходит образование эмали и дентина. В процессе замены рост постоянного ЗБ и давление его эмали на корень молочного приводит к рассасыванию остеокластами более мягкой ткани - дентина молочного зуба. Последний выталкивается и заменяется постоянным.

5. Компактостеотомию и кюретаж; 6. Удаление зубов. В каждом случае выбор метода лечения зависит от ряда условий: 1. Наличия анатомического препятствия для инструмеентальной обработки и обтурации корневого канала (изгиб, сужение канала...

Анализ зубосохраняющих методов лечения хронических периодонтитов

Существующие виды операций пересадки зубов разделяют на: - реплантацию, когда удаленный, а затем запломбированный зуб пересаживают в свою же лунку; - аутотрансплантацию...

Анализ зубосохраняющих методов лечения хронических периодонтитов

Внутривенное капельное вливание

Для тяжелобольных пациентов правильное приготовление постели и контроль ее состояния имеют очень большое значение. Матрац должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью. Для больных, которые страдают недержанием мочи и кала...

Исследование физического развития детей дошкольного возраста п. Ломовичи Октябрьского района

В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в действии всех физиологических систем детского организма, и к 6-7 годам ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития...

Клинико-диагностическая характеристика среднего кариеса

При определенных условиях на ограниченном участке поверхности или в складках эмали зуба в зубном налете суточной или большей давности рН снижается до критического уровня...

Личная гигиена

Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека. От того, насколько хорошо выполняет человек правила гигиены полости рта, зависит не только его внешний вид (красивые зубы и десны)...

Методы воспроизведения заболеваний органов системы пищеварения

Для воспроизведения кариеса зубов обычно используют крыс, которых содержат па специальной диете. Она бывает различной по своему составу. Миллер (1938) давал белым крысам 28-дневного возраста пищу, которая состояла из коричневого риса (630 г)...Сестринский процесс в послеоперационном периоде

Цель: соблюдение требований личной гигиены пациента Показания: не реже 1 раза в 7-10 дней в плановом порядке и по мере необходимости Оснащение: комплект чистого нательного и постельного белья, резиновые перчатки...

Сон. Мозг человека во время сна

Взрослый человек в течение ночи имеет до 5 циклов «медленный сон - быстрый сон». Цикл начинается с поверхностного сна - дремоты и заканчивается парадоксальным сном с яркими сновидениями во время быстрых движений глаз. Сон ребенка...

Код технологии Название технологии А14.31.005 Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному 1. Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования 1...

Стандарт технологии "Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному"

Для смены белья подготавливаю: чистую простыню, пододеяльник, две наволочки, если надо - медицинскую клеенку и пеленку; снимаю одеяло и прикрываю больного покрывалом; меняю пододеяльник; грязный кладу в полиэтиленовый мешок...